Подготовил инструктор по физическому воспитанию: Карасу Е.П.
Физическое развитие детей с ТНР и ЗПР в возрасте 4-5 лет
Средний дошкольный возраст (4—5 лет)
На пятом году жизни движения ребёнка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает всё более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятия, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. Появляется интерес к результатам движения. Потребность выполнять его в соответствии с образцом. Двигательная активность ребёнка этого возраста характеризуется соответствующими изменениями в основных движениях.
Программное содержание
— Ходьба:
— обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону; в колонне по одному, в парах;
— в разных направлениях: вдоль границ зала, по кругу, по прямой, змейкой, врассыпную;
— с изменением направления и сменой ведущего с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом);
— в чередовании с бегом и прыжками;
— между линиями, по веревке, по доске, по скамейке, по ребристой доске;
— с перешагиванием через предметы;
— по наклонной доске;
кружение.
— Бег:
— обычный;
— на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом;
— в колонне по одному, двое;
— в разных направлениях: по кругу, змейкой, врассыпную;
— с изменением темпа и сменой ведущего;
— непрерывный 1-1,5 минуты;
— на расстояние 40-60м со средней скоростью;
— челночный бег;
— на скорость 20м.
— Катание, бросание, ловля, метание:
— мяча, обруча друг другу между предметами;
— бросание мяча снизу в парах, из-за головы и ловля его;
— перебрасывание мяча через препятствия;
— метание на дальность, в горизонтальную цель правой и левой рукой, в вертикальную цель;
— бросание мяча вверх, вниз, об пол и ловля его двумя руками;
— отбивание мяча об пол правой и левой рукой.
— Ползание и лазанье:
— на четвереньках по прямой, между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске, по скамейке на животе, подтягиваясь руками;
— подлезание под веревку, дугу боком;
= пролезание в обруч; перелезание через бревно, лазанье гимнастической стенке с пролета на пролет.
— Прыжки:
— на двух ногах на месте, с продвижением вперед, ноги врозь-вместе, на одной ноге;
— с высоты;
— через линию, через несколько линий, через предметы;
— в длину с места;
— с короткой скакалкой.
— ОРУ:
— для мышц кистей, рук и плечевого пояса;
— спины и гибкости позвоночника;
— брюшного пресса и ног.
— Статические упражнения:
— подъем на носки, притопы, полуприседания;
— поочередное поднимание ног, согнутых в коленях;
— ходьба по палке или канату;
— захват и перекладывание предметов с места на место стопами.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
по образовательной области «Физическое развитие»
Физические навыки ребенка с ТНР и ЗПР в возрасте 4 лет:
- Умеет бегать на скорость, на расстояние 10 метров, принимая исходное положение по инструкции педагога
- Может обегать предметы, сохраняя заданное направление
- Может принимать позу Ромберга и сохранять устойчивое равновесие не менее 5-8 сек.
- Может принимать правильную стойку на гимнастической скамейке и выполнить наклон вперед — вниз, не сгибая коленей не менее 1-3 см ниже уровня скамейки.
- Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 55-60 см, принимая правильное исходное положение по инструкции педагога
- Может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 2,5м, принимая исходное положение по инструкции и показу педагога
- может выжать кистевым динамометром не менее 3 единиц, следуя инструкции педагога.
Физические навыки ребенка с ТНР и ЗПР в возрасте 5 лет:
- Умеет бегать на скорость, на расстояние 10 метров, принимая исходное положение при небольшой помощи педагога
- Умеет обегать предметы, сохраняя заданное направление
3.Умеет принимать позу Ромберга и сохранять устойчивое равновесие не менее 5,5-9,0 сек.
- Умеет принимать правильную стойку на гимнастической скамейке и выполнить наклон вперед — вниз, не сгибая коленей не менее 2-4 см ниже уровня скамейки.
- Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 70-75 см, принимая правильное исходное положение при небольшой помощи педагога
- Может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 3,5м, принимая исходное положение по показу педагога
- Может выжать кистевым динамометром не менее 3,5-4 единиц, следуя инструкции педагога.
Физическое развитие детей с ТНР и ЗПР в возрасте 5-6 лет
Старший дошкольный возраст (5—6 лет)
На шестом году жизни ребёнок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными, что позволяет повысить требование к их качеству, больше внимания уделять развитию морально-волевых и психофизических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений.
В старшем возрасте дети овладевают новыми способами выполнения знакомых им движений, осваивают новые движения (ходьбу перекатом с пятки на носок, прыжки в длину и высоту с разбега, с приземлением на мягкое препятствие, наперегонки, лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, упражнения с набивными мячами, учатся спортивным играм и спортивным упражнениям.
Ребенок в этом возрасте:
- имеет представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма;
- имеет представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье, о зависимости здоровья человека от правильного питания;
- имеет представление о правилах ухода за больным;
- развиты быстрота, сила, выносливость, гибкость;
- умеет легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры, бегает наперегонки, с преодолением препятствий, лазать по гимнастической стенке, меняя темп, прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении;
- умеет сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе;
- знает элементы спортивных игр, игры с элементами соревнования, игры-эстафеты;
- умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
Программное содержание
— Ходьба: обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен, с перекатом с пятки на носок, приставным шагом в сторону; в колонне по одному, по двое, трое; в разных направлениях: вдоль границ зала с поворотом, по кругу, по прямой, змейкой, врассыпную; с изменением направления и сменой ведущего с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом); в чередовании с бегом и прыжками; между линиями, по веревке, по доске, по скамейке с перешагиванием через набивные мячи, с приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов, прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком, с мешочком на голове, по ребристой доске, по узкой рейке скамейки; с перешагиванием через предметы; по наклонной доске прямо и боком; кружение парами.
— Бег: обычный; на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом; в колонне по одному, двое; в разных направлениях: по кругу, змейкой, врассыпную; с изменением темпа и сменой ведущего, с препятствиями; непрерывный 1,5-2 минуты медленно; на расстояние 80-120м со средней скоростью; челночный бег; на скорость 20м.
— Бросание, ловля, метание: бросание мяча вверх, об пол и ловля его одной и двумя руками, после хлопка; перебрасывание из одной руки в другую, в парах из разных И.п. и построений, различными способами; отбивание мяча об пол на месте и с продвижением вперед; прокатывание набивных мячей (1кг); метание на дальность, в горизонтальную и вертикальную цель.
— Ползание и лазанье: на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой и бегом, переползанием через препятствия, толкая мяч головой; по гимнастической скамейке с опорой на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками; перелезание через несколько предметов подряд; пролезание в обруч разными способами; лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками.
— Прыжки: на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой, разными способами, с продвижением вперед, на одной ноге; в высоту с места и боком через предметы; на мягкое покрытие (20см); с высоты (30см) в обозначенное место; в длину с места, с разбега; в высоту с разбега; через короткую и длинную скакалку.
— ОРУ: для мышц кистей, рук и плечевого пояса; спины и гибкости позвоночника; брюшного пресса и ног.
— Ритмическая гимнастика: красивое, грациозное выполнение знакомых упражнений под музыку; согласование ритма движений с музыкальным сопровождением.
— Статические упражнения: сохранение равновесия, стоя на скамейке на носках, приседая на носках; сохранение равновесия после бега и прыжков, стоя на одной ноге.
— Групповые упражнения с переходами: построение в колонну по одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по двое, по трое; размыкание в колонне – на вытянутые вперед руки, в шеренге – на вытянутые в стороны руки; повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком; равнение по ориентирам, в затылок, в колонне, в шеренге;.
— Спортивные упражнения: катание на санках, велосипеде, самокате; скольжение, ходьба и игры на лыжах.
— Спортивные игры:
— обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры; формирование представлений о пользе утренней гимнастики, дыхательных упражнений и значении двигательной активности в жизни человека и ЗОЖ;
— использование специальных упражнений для укрепления органов и систем; знакомить детей со строением человека.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
по образовательной области «Физическое развитие»
Физические навыки ребенка с ТНР и ЗПР в возрасте 5 лет:
- Умеет бегать на скорость, на расстояние 30 м, принимая исходное положение при небольшой помощи педагога.
- Может обегать предметы, сохраняя заданное направление, темп движения.
- Может по инструкции педагога принять исходное положение и выполнить не менее 17-18 приседаний за 30 сек.
- Может принимать позу Ромберга и сохранять устойчивое равновесие не менее 7-15 сек.
- Может принимать правильную стойку на гимнастической скамейке и выполнить наклон вперед — вниз, не сгибая коленей не менее 2-4 см ниже уровня скамейки.
- Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 75-90 см, принимая правильное исходное положение по инструкции педагога.
- Может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 2,5-5,5 м., принимая исходное положение по инструкции педагога.
- Может выжать кистевым динамометром не менее 4-8 единиц, следуя инструкции педагога.
Физические навыки ребенка с ТНР и ЗПР в возрасте 6 лет:
- Умеет бегать на скорость, на расстояние 30 м, принимая исходное положение при небольшой помощи педагога.
- Может обегать предметы, сохраняя заданное направление, темп движения.
- Умеет самостоятельно принять исходное положение и выполнить не менее 20 приседаний за 30 сек.
- Умеет принимать позу Ромберга и сохранять устойчивое равновесие не менее 20-25 сек.
- Умеет принимать правильную стойку на гимнастической скамейке и выполнить наклон вперед — вниз, не сгибая коленей не менее 3-5 см ниже уровня скамейки.
- Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 75-90 см, принимая правильное исходное положение.
- Может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 3-6 м., принимая исходное положение.
- Может выжать кистевым динамометром не менее 4,5-8,0 единиц, следуя инструкции педагога.
Физическое развитие детей с ТНР и ЗПР в возрасте 6-7 лет
Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
На седьмом году жизни движения ребёнка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самореализации, взаимоконтроля, увеличивается проявление волевых усилий при выполнении задания. Ребёнок выполняет их уже целенаправленно, и для него важен результат. У детей формируется потребности заниматься физическими упражнениями, развивается самостоятельность.
Программное содержание
— Ходьба:
— обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен, широким и мелким шагом, с перекатом с пятки на носок, приставным шагом вперед и назад;
— в колонне по одному, по двое, трое, по четыре, в шеренге;
— в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой, врассыпную; с изменением направления и сменой ведущего с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом);
— в чередовании с бегом и прыжками; между линиями, по веревке, по доске, по скамейке боком, с перешагиванием через набивные мячи, приседая на одной ноге и пронося махом другую вперед сбоку скамейки, с приседанием и поворотом кругом, с перепрыгиванием через ленточку, с мешочком на спине, по ребристой доске, по узкой рейке скамейки;
— с перешагиванием через предметы;
— по наклонной доске прямо и боком;
— кружение с закрытыми глазами.
— Бег:
— обычный;
— на носках, с высоким подниманием колен, с захлестом голени, мелким и широким шагом;
— в колонне по одному, двое, из разных И.п.;
— в разных направлениях, с различными заданиями, с преодолением препятствий, со скакалкой, с мячом, по доске, с изменением темпа;
— непрерывный 2-3 минуты медленно;
— на расстояние 80-120м со средней скоростью;
— челночный бег;
— на скорость 30м.
— Бросание, ловля, метание:
— перебрасывание снизу, из-за головы в парах, из положения сидя ноги скрестно, через сетку;
— бросание мяча вверх, о пол, ловля его одной и двумя руками, с хлопками, поворотами;
— отбивание мяча об пол одной и двумя руками на месте и в движении по прямой и в разных направлениях;
— перебрасывание набивных мячей;
— метение вдаль левой и правой рукой;
— метение в цель из разных И.п.;
— в горизонтальную, вертикальную и движущуюся цель.
— Ползание и лазанье:
— на четвереньках по скамейке, на животе и спине, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами;
— пролезание в обруч разными способами;
— подлезание под дугу и скамейку разными способами подряд;
— лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, сохранением координации движений, с перекрестными и одноименными движениями рук и ног, с перелезанием с пролета на пролет по диагонали.
— Прыжки:
— на двух ногах на месте, с поворотом кругом, с продвижением, с зажатым в ногах мешочком с песком, через несколько набивных мячей, на одной ноге через линию, веревку вперед и назад, вправо и влево;
— вверх из глубокого приседа, на мягкое покрытие с разбега;
— с высоты;
— в длину с места и с разбега;
— вверх с места и с разбега с доставанием подвешенного предмета;
— через короткую и длинную скакалку, через большой обруч;
— подпрыгивание, стоя на скамейке и продвигаясь по наклонной доске.
— ОРУ:
— для мышц кистей, рук и плечевого пояса;
— спины и гибкости позвоночника;
— брюшного пресса и ног.
— Ритмическая гимнастика:
— красивое, грациозное выполнение знакомых упражнений под музыку;
— согласование ритма движений с музыкальным сопровождением.
— Статические упражнения:
— сохранение равновесия, стоя на скамейке, кубе на носках, на одной ноге, закрыв глаза, балансируя на большом набивном мяче (3кг);
— выполнение ОРУ, стоя на одной ноге.
— Групповые упражнения с переходами:
— построение в колонну по одному, шеренгу, круг;
— перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре, из одного круга в несколько;
— расчет на «первый-второй» и перестроение из одной шеренги в две;
— размыкание и смыкание приставным шагом; повороты направо, налево, кругом.
— Спортивные упражнения:
— катание на санках, велосипеде, самокате;
— скольжение, ходьба и игры на лыжах.
— Спортивные игры: городки, бадминтон, элементы баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
по образовательной области «Физическое развитие»
Физические навыки ребенка с ТНР и ЗПР в возрасте 6 лет:
- Умеет бегать на скорость, на расстояние 30 метров, принимая исходное положение
- Может обегать предметы, сохраняя заданное направление, темп движения.
- Умеет самостоятельно принять исходное положение и выполнить не менее 21-22 приседаний за 30 сек.
- Умеет принимать позу Ромберга и сохранять устойчивое равновесие не менее 30-35 сек.
- Умеет принимать правильную стойку на гимнастической скамейке и выполнить наклон вперед — вниз, не сгибая коленей не менее 4-5 см ниже уровня скамейки.
- Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 90-115 см, принимая правильное исходное положение.
- Может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 3,5-8 м., принимая исходное положение, сочетая замах с броском.
- Может выжать кистевым динамометром не менее 4,5-10,0 единиц, следуя инструкции педагога.
Физические навыки ребенка с ТНР и ЗПР в возрасте 6 лет:
- Умеет бегать на скорость, на расстояние 30 метров, принимая исходное положение, согласовывая движения рук и ног, сохраняя скорость движения.
- Может обегать предметы, сохраняя заданное направление, темп движения.
- Умеет самостоятельно принять исходное положение и выполнить не менее 23 приседаний за 30 сек.
- Умеет принимать позу Ромберга и сохранять устойчивое равновесие не менее 40-50 сек.
- Умеет принимать правильную стойку на гимнастической скамейке и выполнить наклон вперед — вниз, не сгибая коленей не менее 5 см ниже уровня скамейки.
- Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 100-115 см, принимая правильное исходное положение, координируя движения рук и ног
- Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5-10 м., принимая исходное положение, сочетая замах с броском.
- Может выжать кистевым динамометром не менее 4,5-10,0 единиц, четко следуя инструкции.