Подготовил: учитель — дефектолог МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска А.В.Конкина
Странный ребенок,
Ребенок чудак,
Дети – загадка,
«Дети дождя»
Есть дети, живущие в своем собственном мире и не желающие ничего знать о нашем.
Термин аутизм (от греческого autos – сам) ввел в 1912 году Э.Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а так же в условиях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм). Это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.
(РДА) Ранний детский аутизм — Отрыв от реальности, отгороженности от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой и в целом.
Аутизм – это глубокое нарушение психического развития, охватывающее все стороны психики имеющее генетический или экзогенный (происходящий от причин, лежащих вне организма) характер и препятствующий нормальному формированию личности ребенка. Нарушение затрагивает все стороны психики и вызывает асинхронное (неодновременное) развитие психических функций.
Аутизм наиболее ярко проявляется в трех областях:
Речь и коммуникация;
Социальное взаимодействие;
Воображение, эмоциональная сфера.
Признаки раннего детского аутизма: стереотипность поведения (многократное повторении необязательных действий и движений), не желание идти на контакт игнорируя попытки окружающих привлечь его внимание (при этом может создаваться впечатление, что ребенок плохо слышит или видит), дефицит совместного внимания (то есть ребенок не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету), редкое обращение за помощью (может сложиться впечатление, что ребенок растет самостоятельным и пытается все сделать сам), основные симптомы, по которым определяют аутизм — это отсутствие длительно контакта “глаза в глаза”; не откликание на имя при сохранном слухе; отношение к человеку, как к неодушевленному предмету.
Причины развития детского аутизма
В данный момент однозначных причин возникновения РДА не выявлено. Аутизм чаще всего выявляется у мальчиков (примерно в 4 раза чаще, чем у девочек). В среднем частота встречаемости аутизма 6 на 1000 человек.
«Не исключено – пишет Шипицына Л. М.(ректор Института специальной педагогики и психологии, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации) – что ранний детский аутизм может возникнуть как самостоятельная аномалия психической конструкции, обусловленная наследственностью».
Ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит именно недостаточность центральной нервной системы.
Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врожденными обменными нарушениями
Она может также оказаться результатом органического поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов, последствием инфекционных заболеваний, которые вызываются бактериями, вирусами, и т.д., а также рано начавшегося шизофренического процесса. Таким образом, специалисты указывают на множественность причин возникновения синдрома раннего детского аутизма и его проявления в рамках разных патологий.
О. С. Никольской (заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями, доктор психологических наук),
выделены четыре основные группы РДА:
Первая группа — дети с отрешенностью от окружающего мира (наиболее тяжелая форма аутизма)
Характерные признаки:
- эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
- реакция на внешние раздражители слабы;
- может присутствовать мутизм (отказ от речевого общения как реакция протеста);
- типична мимическая маска глубокого покоя;
- характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
- избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).
Первая группа охватывает примерно 8% детей, страдающих РДА.
Вторая группа – дети с отвержением окружающего
Характерные признаки:
- присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
- в речи преобладают однотипные штампы-команды;
- чрезмерная привязанность к матери;
- сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
- стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
- стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
- ритуализация повседневной жизни;
- синдром гипервозбудимости.
Вторая группа охватывает примерно 62% детей, страдающих РДА.
Третья группа детей – с замещением окружающего мира
Характерные признаки:
- наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
- способность выразить свои потребности посредством речи;
- конфликтность;
- поглощенность одним и тем же занятием;
- большой словарный запас “книжного характера”;
- парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
Третья группа охватывает примерно 10% детей, страдающих РДА.
Четвертая группа детей — характеризуются сверхтормозимостью в отношении окружающего (наиболее благоприятная в плане коррекции).
Характерные признаки:
- способность к общению;
- интеллектуальные функции сохранны;
- чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
- присутствие ритуальных форм поведения;
- круг общения ограничен близкими взрослыми;
- трудности в усвоении двигательных навыков.
Четвертая группа охватывает примерно 21% детей, страдающих РДА.
Адаптация аутичного ребенка к детскому саду
Это процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала ДОУ. Такой ребенок требует дополнительного внимания, которое может проявляться, в частности, в следующем:
Во – первых, необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому следует комментировать для него все происходящее и намечаемые действия («Сейчас все собираются на музыкальное занятие, и ты тоже пойдешь на него; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).
Во – вторых, надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и, сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально приемлемым способам взаимодействия со сверстниками («Подожди, отбирать игрушку без спроса нельзя» Надо попросить: «дай поиграть»). Предлагаемая ребенку речевая формула должна зависеть от уровня его речевых возможностей. Передавая по окончании дня ребенка родителям, нужно «вместе» с ним кратко перебрать произошедшие за день события , рассказывая родителям, «как мы все жили сегодня».
Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.
Коррекционная работа с аутичными детьми
Одна из главных задач педагога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким 8 слайд — ребенком имеет четыре основных направления:
Предотвращение аффективных вспышек. Установление контакта с аутичным ребенком.
Формирование целенаправленной деятельности. Активизация познавательной активности аутичных детей.
В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.
Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой.
Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.
Наиболее часто дети с аутизмом испытывают затруднения в следующих областях социальных навыков:
Социальная осведомленность.
Социальная коммуникация.
Социальное взаимодействие.
Социальное обучение.
Здесь подходят следующие занятия:
В обучающей обстановке:
Перебрасываться мячиком, воздушным шариком, или бумажным самолетиком
Настольные игры
Догонялки
Совместное складывание пазлов
Игра в гоночные машинки
Совместные согласованные действия:
Приготовление еды
Построение моделей
Творчество:
Пластилин
Коллажи
Конструкции
На детской площадке:
Раскачивание вместе на качели
Скатывание с горки по очереди
Скатывание мяча по горке
Игры в песочнице
Подвижные игры:
Догонялки
Прятки
«Море волнуется раз..»
Музыкальные стулья
«Казаки-разбойники»
Игры, включающие воображение, с использованием предметов (игры должны соответствовать возрасту ребенка):
Пикник
«Доктор и больной»
Переодевания в различных героев, маски
Поезд
Магазин
И, несомненно, педагог должен настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма.
Коррекция детского аутизма требует комплексного медико-психолого-педагогического подхода, сплоченной работы целой «команды» специалистов.