Подготовил: учитель-дефектолог В.В.Минакова
ПАРАМЕТРЫ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ -сформированность звукопроизношения -готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу; -соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования; -сформированность грамматического строя речи; -сформированность связной речи. Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу: умение определять место звука в слове, например: в слове КАРЕТА звук [К] находится в начале слова, в слове БУКВА – в середине слова, в слове БОК – в конце слова. умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э] ) умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове ЛУК первый звук [Л], второй – [У], третий – [К] умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [Н] [О] [С] — НОС [Л’] [И] [П] [А] — ЛИПА умение делить слова на слоги и определять ударный слог, например, в слове МА-ШИ-НА три слога, второй слог – ударный умение составлять слова из 2-3 слогов, например, первый слог СА, второй слог НИ – САНИ умение различать понятия «звук», «буква», «слог»: звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем, слог – это часть слова Сформированность звукопроизношения У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц] шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’]
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования: умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ЛИСТ – ЛИСТИК — ЛИСТОЧЕК умение образовывать относительные прилагательные (БУМАГА – БУМАЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ВОЛК – ВОЛЧИЙ) от существительных умение образовывать приставочные глаголы например: ХОДИТ – ПОДХОДИТ – ВЫХОДИТ — ПЕРЕХОДИТ … умение образовывать сложные слова, например: КОФЕ ВАРИТ – КОФЕВАРКА, ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ – ЛИСТОПАД соответствие количественного и качественного словарного запаса возрастным нормам Сформированность грамматического строя речи умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Кошка спит на диване. (4 слова) умение различать понятия «слово», «предложение» Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами: —
-умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
-умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
— умение составлять рассказ по сюжетной картине; -умение составлять рассказ-описание предмета.