Сказка — это волшебный мир, в который мы часто окунаемся.
Мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка — это чудо!
Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями, с которыми я работаю, испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи, обусловленные нарушениями основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематической, грамматической, лексической, а также недостаточной сформированностью, как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей, как правило, вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов также создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Все исследователи психологической природы связной речи отмечают её сложную организацию и указывают на необходимость специального речевого воспитания детей дошкольного возраста (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба). Тем актуальнее становится необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, поиск более новых и эффективных научно обоснованных путей развития связной речи у детей с нарушениями речи.
Это необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами в последние годы и применяемых в работе с детьми дошкольного возраста, является использование сказки.
Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли советские психологи Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н.А. Погосова, М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.
Регулярность проведения коррекционной работы с использованием данного метода способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. При организации сказочно-игровых ситуаций идет постепенный переход от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом наращивается словарный запас ребёнка. Получая что-либо в игре от кого–либо, ребенок что-то отдает, так поддерживается его гармоничное развитие.
Целью моей работы является применение сказкотерапии в развитии связной речи у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Предмет исследования: сказкотерапия как один из методов преодоления нарушения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить ряд задач:
— изучить проблему использования сказкотерапии в работе отечественных педагогов, психологов;
— разработать и апробировать систему работы по развитию связной речи с применением сказкотерапии;
— выявить эффективность применения сказкотерапии в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В своей работе исходила из утвердившегося в психолингвистике положения, что речь представляет собой совокупность отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно. При этом опиралась на следующие принципиальные положения:
— принцип постепенного перехода от более простого к более сложному;
— принцип дифференциации, заключающийся в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы;
— принцип деятельности. В непосредственно образовательной деятельности ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний;
— принцип непрерывности и интегративности. Процесс развития связной речи не заканчивается в деятельности учителя-логопеда, а продолжается в совместной деятельности воспитателя и ребенка, ребенка и родителя.
I. Роль сказкотерапии в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из перспективных направлений в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи считаю метод сказкотерапии.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает мне развивать его связную речь.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому использование сказки обеспечивает мне комплексный подход в развитии ребёнка.
Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связной речи преследует:
— создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
— совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
— развитие просодической стороны речи;
— развитие диалогической и монологической речи;
— приобщение детей к истокам народной культуры.
Занятия по развитию связной речи с использованием приёмов сказкотерапии мною проводятся один раз в неделю в пятницу. В течение недели воспитателем ведётся предварительная работа: рассматриваются иллюстрации, обыгрываются проблемные ситуации с героями сказки, обсуждаются пословицы и поговорки, которые можно подобрать к сказке.
На занятии используются загадки по содержанию сказки, проводятся физминутки, подвижные игры с героями сказки, упражнения по развитию грамматических категорий, мнемотаблицы, мультимедийные презентации. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.
II. Содержание коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Вся коррекционная работа по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи построена мной с учётом методических рекомендаций, изложенных в трудах В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Большевой, Р. И. Лалаевой, Е.М Мастюковой, Т.Б Филичевой, Л.Н Ефименковой, В.К.Воробьёвой.
Данная система работы включает в себя:
• Перечень сказок, используемых в коррекционной работе с детьми по развитию связной речи (приложение 1);
• критерии оценки уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (приложение 2);
• приёмы использования сказки в непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (приложение 3).
Система работы реализуется в три этапа: подготовительный или диагностический, основной или коррекционный и заключительный.
Подготовительный этап продолжается 2 недели. Его основной целью является проведение входящей диагностики.
Задачи:
— получить информацию об уровне развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
— определить условия для развития речи детей.
Эта работа проводится в индивидуальной форме, позволяющей наиболее точно определить «проблемные зоны» в развитии связной речи каждого ребёнка. По завершению обследования выстраивается индивидуальный маршрут развития всех компонентов речи, в том числе и связной.
Основной этап длится 29 недель.
Задачи:
— совершенствовать умения детей пересказывать сказки;
— совершенствовать умения детей сочинять;
— совершенствовать умения показывать сказки другим детям разного возраста.
Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями.
Дидактическим материалом работы на данном этапе служат различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф и драматизация сказок.
Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов.
На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке.
На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения.
На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами. Одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации.
На четвертом – творческое использование различных ситуаций в самостоятельной деятельности.
В соответствии с вышеизложенной системой работы со сказкой мною были определены дифференцированные задачи и разработана методика, способствующая реализации каждого этапа.
I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки.
Задачи:
• развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней;
• побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;
• выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки.
II этап. Знакомство со сказкой.
Задачи:
• подводить детей к пониманию содержания сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, с которым дети встречаются в сказке;
• развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки;
• расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске;
• способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;
• развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
• развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.
При чтении сказки использую эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). Во время беседы постоянно обращаюсь к личному опыту детей, поощряя их высказывания.
III этап. Путешествие по сказке.
Задачи:
• побуждать детей к видоизменению содержания сказки;
• использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем;
• развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников);
• воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.
Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом «путешествия» по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом мною используются различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаю детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.
IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.
Задачи:
• развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки;
• побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам;
• развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность);
• побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.
Для этого мною используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок.
Заключительный этап длится 2 недели. Его цель — проведение контрольной диагностики.
Задачи:
— получить информацию об уровне сформированности связной речи;
— определить наиболее результативные приёмы сказкотерапи.
III. Эффективность коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Использование приема сказкотерапии в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня развития связной речи детей.
Данные диагностики показывают, что на начальном этапе обучения в 2014 году 2% детей группы показывали высокий уровень сформированности связной речи, 31% — средний, 67% — низкий. На конечном этапе обучения 77% группы детей показали высокий уровень сформированности связных высказываний, 21 — % средний, 2% — низкий. На начальном этапе обучения в 2014 году 8% детей показывали низкий уровень сформированности связной речи, 25% — средний, 67% — высокий. На конечном этапе обучения уже 84% детей показали высокий уровень сформированности связных высказываний, 16% — средний, низкий отсутствует.
Заключение
Таким образом, на основании вышеприведенных материалов можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в коррекционной работе по развитию связной речи:
— у ребенка исчезают переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации;
— использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере;
— у детей улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматический строй, обогащается словарный запас.
Учитель – дефектолог
МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска ——————————— А.В.Конкина