Подготовил воспитатель Максименко Т.Ф.
Сказкотерапия – направление, которое, использует метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими…
Каким образом, посредством сказкотерапии удается достигать таких целей?
Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира…
Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Сказка выявляет уже имеющиеся жизненные сценарии поведения ребенка, а также может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.
Благодаря сказки происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.
Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:
Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.
Можно сочинять сказку вместе ребенком, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Литературные сказки могут служить в терапии профилактикой, тренировкой, иллюстрацией, моделью, развитием контакта, но никак не основным средством Сказки общаются с детьми на понятном для них языке – на языке детской фантазии и воображения. Они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться.
Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
Сказки позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, что другие дети испытывают то же самое. Это оказывает успокаивающее воздействие. Ребенок избавляется от комплекса неполноценности, он уже не считает себя врединой или трусом и т.д. Такое успокоение укрепляет в нем уверенность в себе и помогает бороться с трудностями.
Расшифровка сказок это творческий процесс.
В одной и той же сказке можно увидеть много разных смыслов. Потому -то много мнений, и многие из них противоречат друг другу. Чтобы правильно рассказывать детям сказки, нужно понимать, о чем они.
Попробуем расшифровать некоторые русские народные сказки и понять, какой же смысл народ в них заложил.
Сказка «Колобок»
Кто такой Колобок? Это маленький ребенок, который поскорей желает узнать устройство жизни. Его дорожка в лесу, по которой он катится, ничто иное как жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок этой сказки в том, что Колобок, не спросив разрешения взрослых, ушел из дома.
И, конечно, именно поэтому сказка так плохо для него закончилась. Мир огромен, он и хорош и прекрасен, но в нем есть и опасность, нужно быть внимательным и слушаться старших, тогда опасность минует тебя.
Кроме того, обратите внимание на речь Колобка, его самоуверенность — она очень точно передает завышенную самооценку дошкольника. Самоуверенный он теряет бдительность и попадает в опасность.
Также можно обратить внимание на то, что наш Колобок использует одну и ту же модель поведения со всеми, ведь она была успешной. Дети в коллективе занимают каждый свою позицию и прекрасно себя в ней чувствуют, но появляется, например новый лидер и популярность первого заметно снижается. Потерял бдительность Колобок из-за своих успехов, не разглядел в лисе опасности и вот — уже съеден (свергнут). Жизненный урок кроется в том, чтобы вовремя сменить позицию, выбрать оптимальную для новой ситуации. Хорошо тренируют ребенка в этом плане театральные постановки. Сегодня ты — волк, а завтра поросенок.
С другой стороны, мы видим, что Колобок несет в себе свое предназначение, а оно заключено в том, чтобы быть съеденным.
Ведь бабушка его для этого испекла. И Колобок его выполнил. А жизненный урок в том, что у каждого есть свое предназначение и он должен его выполнить.
Для более взрослого ребенка, например младшего школьника, к этим первым урокам добавляется новый. Заключается он в том, что придет время и ты сам отправишься исследовать мир, и на пути тебе будут встречаться разные типы людей. Сказка предупреждает, что есть люди-зайцы, люди-волки, люди-медведи, а еще есть самые сложные — люди-лисы. Будь внимателен, изучай людей, приглядывайся к ним, меняй свои позиции общаясь с каждым из них, но держи в себе свой стержень, свою изюминку.
Сказка, сочиненная «Дельфинчиками».
Проблема — Непослушание
Колобок: — «Дедушка пойдем, погуляем!»
Дедушка: — «Пожалуйста, пойди, помоги бабушке, а потом пойдем гулять».
Колобок: -«Хорошо — бегу!»
Бабушка: — «Как хорошо, что ты пришел на помощь — вместе вдвое, дело любое, спорится!»
Колобок: — « Посмотри, бабушка, какие красивые пирожки у нас получились!»
Бабушка: — «Колобок, а куда мы сегодня отправимся на прогулку?»
Колобок: — «Бабушка, а пойдем к высокому дубу — сказочнику, который тебе на ушко рассказывает интересные истории!»
Дедушка:— «Можно идти, я тоже люблю слушать истории этого дуба».
Колобок: «Вот мы и пришли! Какой красивый , огромный дуб! (садятся под дубом, бабушка слушает…) О.чем он тебе сегодня рассказал, бабушка?»
Бабушка:— «А рассказал он мне историю про умного и послушного мышонка Степу — как он перехитрил лису. Вот послушай! » (рассказ бабушки:»Однажды Степа…).
Колобок: -«Какая замечательная история! Я тоже бабушка всегда буду слушать тебя и дедушку, буду осторожным, как Степа, и лиса никогда меня не съест!»
Дедушка: — «-Да, ты у нас, молодец! Растешь умным и послушным ребенком. Но нам пора возвращаться, пойдемте пить чай с пирожками!»
Жизненный урок:
«Что посеешь, то и пожнешь».
(Колобок нарушил запрет взрослых вот и поплатился).
(Колобок не нарушает запрета взрослых — его никто не съест)