Подготовили: воспитатель Максименко Т.Ф., учитель-дефектолог Конкина А.В.
К.Д. Ушинский призывал «вести детей в природу», для того, чтобы почерпнуть в ней всю необходимость воспитания гуманного отношения к природе.
А А. А. Вербицкий утверждал, что под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим образованием понимается обогащение экологической культуры личности на протяжении всей жизни.
В системе экологического образования большое значение имеет первое звено — детский сад. Дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.
Поэтому, в своей работе. мы уделяем огромное внимание экологическому воспитанию. Оно имеет две стороны: экологическое сознание, экологическое поведение.
Уже в феврале, каждый год, когда за окном лежит пушистый белый снег, бушует зима — «Дельфинчики» разбивают огород на окне. Мы постоянно формируем у детей систему знаний о природе! Развиваем у них знания о росте и развитии растений! Систематизируем представления о причинно-следственных связях! Воспитываем у наших «Почемучек» бережное отношение к растениям!
Свой огород мы назвали — «Деревенский дворик!» Это маленькая сюжетная композиция! Чтобы мини-огород привлекал внимание детей -мы, вместе с детьми, вложили в создание данной композиции свое творчество и фантазию! Большую помощь в оформлении огорода оказали и родители. Они помогали с землей, горшками, приносили семена различных растений, участвовали в эстетическом оформлении «огорода». Этот крошка-огород устроен с учетом естественно — научных требований и задач экспериментирования.
На веселом «огородике» есть все, что должно быть на настоящем огороде: домик, забор, огородное пугало, многоуровневые грядки, водоём. Рядом с домом место для выпаса домашних животных: коров, лошадей, свиней, коз, баранов… Их охраняет верный, домашний друг — пес Шарик! Цветут ромашки! На заборе сидит кот Пушок, и его постоянный друг — петух Степа! Есть и неизменные посетители овощных грядок — насекомые, изготовленные детьми из пластилина. На огороде трудится бабушка Алена и дед Иван. Они любят свой дом и всех его жителей! Заботливо дарят всем свою любовь! Лошадь Тася отвозит урожай в город — для продажи.
На крошке-огороде заботливо посеяны семена огурцов и томатов, задорно торчат хвостики зеленого лука, радует глаз сочная рассада цветов: петуний, календулы, бархатцев, цинии.
Мы с ребятами, с огромным желанием, помогаем Алене и Ивану ухаживать за грядками! Дети не просто выполняют поручения деда и бабушки по уходу за растениями, но и ведут свои наблюдения за ростом и развитием растений! Их они отражают в дневнике наблюдений.
Дети с любовью наблюдают за жизнью растений! А какое наслаждение они получают от потребности заботиться о растениях и видеть результат!
Стали проявляться инициатива и творческий подход в решении отдельных вопросов!
А сколько радости дети получают от эстетического вида нашего огорода, его персонажей!
Свой день — дети начинают со встречи с жителями деревенского дворика! Они рассказывают его обитателям о своих новых приключениях! С удовольствием слушают: советы деда Ивана и бабушки Алены, их сказки, интересные истории, пословицы и поговорки!
Данная деятельность поможет детям углублять представление о взаимосвязях в природе. Даст представления о том, что растения, животные, человек представители живого в мире природы. Воспитает у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде.
И, конечно, совместный труд доставит нам истинное удовольствие! Научит нас работать в коллективе, любить природу!