Подготовил воспитатель: МаксименкоТ.Ф.
Ура! У «Дельфинчиков» второй год обучения! Отзвенело веселое лето! Красавица осень подарила нам много радости и приключений! Вот и наступила белоснежная зима! А у «Дельфинчиков» — новости каждый день! Обмен новостями — это время высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык. А у нас запретных тем не существует! Как мы обмениваемся новостями?
Наши главные требования:
1.Новости не регламентируются ( у одного ребенка их может быть несколько).
2.Не подвергаются селекции.(только хорошие новости).
3.Не вытягиваются насильно.
4.Не запрещаются.
Одним словом, новости принимаются как факт! Мы стремимся, чтобы дети чувствовали, что им, наконец — то, дают возможность свободно говорить на любую тему! Для того чтобы не погрязнуть в «говорении и выслушивании», обязательно готовимся к потоку слов. Что значит готовимся? (Это умение правильно слушать и реагировать на детские высказывания). Нам помогают техники активного слушания: техника «я — сообщение», и техника «понимания и реагирования на чувства», а также некоторые правила и маленькие «нехитрые хитрости».
Совместно с детьми выработали правила:
1.Говорим по одному.
2.Внимательно слушаем друг друга.
3.Говорит только тот. у кого в руках волшебная палочка.
Правила формулировали вместе с детьми. Их обозначили модулями. Во время обмена новостями, размещаем их так — чтобы их видели все дети. А педагог мог бы обращаться к правилу жестом, взглядом.
Расскажем о наших «хитростях». Они помогают предупреждать шум и неудобства. (Например — первым рассказывает тот, у кого в ладошке окажется волшебная палочка; или первым рассказывает тот — чье имя начинается с буквы…; или дети, которые хорошо дружат…). Если у кого -то из ребят есть значимая для всех новость: день рождения, рождение брата, возвращение мамы из командировки, приезд бабушки и.т.д. — представляем ему право высказаться первому.
Как мы реагируем на высказывания детей?
У нас есть несколько правил.
1.Не игнорировать, но и не останавливаться на новостях, связанных с покупками вещей. (Чтобы дети не сочли новостями только то, что купили, подарили).
2.Не морализировать.(Если новость, высказанная ребенком, затрагивает отрицательные действия. Стараемся понять, какие чувства испытывает ребенок).
3.Реагировать на чувства ребенка.
4.Не оценивать. Потому что привычно сказать «хорошо», «плохо». Тут же молодцами захотят стать все остальные. (Например, ребенок говорит:»Моя мама испекла вкусный торт, она очень вкусно готовит». Педагог:»Я вижу, ты гордишься своей мамой!).
5.Не расспрашивать, если эта новость не составляет непосредственной важности для понимания всех детей.
6.Универсальный прием для прекращения обсуждения чего — либо нежелательного — спокойно, уверенно сказать:»так бывает». Можно показать ребенку взглядом, что несклонны поддерживать его дальнейшие высказывания, кратко ответить и перевести взгляд дальше.
Иногда мы позволяем детям играть роль воспитателя. Где дети имеют право сами решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях. Очень часто, дети не могут выбрать в своей маленькой жизни. какие — то события.
Мы помогаем им.
1. Делаем что — либо вместе с ребенком, а затем включаем его в разговор.
2.Организуем «презентации». Дети приносят свои игрушки. Мы их складываем в красивую коробку. А затем, владельцы этих предметов, рассказывают о них: описывают предмет, объясняют для чего принесли с собой, как планируют распорядиться ими дальше.
3.В дальнейшем, предполагаем предложить детям вести своего рода дневничок — записную книжку удобную для переноски из дома в детский сад.
Дети, перед сном, будут делать зарисовки тех событий, которые показались наиболее значимыми или интересными. Периодически, дети будут приносить записную книжку в группу, и рассказывать об этих событиях, опираясь на рисунки. Рисунки дополнятся словами и предложениями.
Таким образом, мы видим и рады тому, что обмен новостями имеет несколько позитивных значений.
1. Он позволяет детям учиться быть открытыми, искренними, справедливыми;
2. Формирует навыки самопрезентации и осознанности своих поступков; активно идет стимулирование и развитие речи.