«ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ»
(Из жизни «Дельфинчиков».)
Очень хорошо, когда дети задают вопросы. Но единого принципа, как на детские вопросы отвечать, на мой взгляд, не должно быть. Ведь если один и тот же вопрос вам задаст малыш и ребенок старшего возраста — то сама причина вопроса чаще всего будет разная. Большой и маленький могут с одинаковыми словами обращаться к нам совсем за разным.
Пусть это будет самый простой вопрос, например: «А что такое кубик?» Малыш действительно может спросить потому, что забыл. Но, возможно, малыш просто приглашает: «поиграй со мной! Вот кубик, давай, используем его как повод и придумаем игру».
— Что это? Кубик? Как хорошо строить из кубика! Можно стул сделать. Можно дом построить…
Отзываемся на такой вопрос открытостью к игре: если ты хочешь поиграть, я с удовольствием с тобой буду строить.
А ребенок старшего дошкольного возраста? Он не знает, что это кубик? Знает. А зачем он спрашивает? Весьма вероятно, он приглашает нас порассуждать, ему и самому интересно пофилософствовать, и от нас какие — то новые идеи получить.
Что ж, давай порассуждаем. Поговорим на всевозможные темы вокруг этого кубика.
— Может быть это кирпичик? — Нет, это кубик! ( стороны равные).
— Это кубик. Он вырос на грядке? — Нет, он не вырос, его сделали. — Тогда, что это такое перед нами? (Делаем вывод — это результат труда человека).
— А из чего его сделали? — Из дерева. — Значит, какой этот кубик? — Деревянный. — А ты бы смог из дерева сделать кубик? Как ты это задумаешь? Какой возьмешь материал? Где возьмешь инструменты?
А вот если сами кубики будут твоим материалом, то какая у тебя будет задумка? А какой результат? А инструмент? Собственные руки!
Ребенок может сказать:» Я построю дворец, я построю корабль». — Пожалуйста. Пофилософствовал и пошел дворцы строить. Но, возможно, ничего строить сейчас не будет, а так, пойдет довольный разговором.
Почти всегда вопрос ребенка — это не желание получить от нас справку, а приглашение к разговору. А мы, с удовольствием, всегда, принимаем приглашения наших детей.