Подготовил воспитатель: Максименко Т.Ф.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на занятиях по развитию речи.
Наши занятия стали интересными! Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают нашим почемучкам разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.
Этапы обучения:
1. Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению:
доступное и полноценное и содержание;
четкая композиция;
небольшой размер;
изложение на простом, но богатом языке;
жанровое разнообразие.
Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.
- Первое чтение текста делаем без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятие текста детьми.
- При повторном чтении произведения делаем акцент на запоминание с последующим пересказом. После повторного прочтения беседуем с детьми по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы наши тщательно подобраны и поставлены так, чтобы дети могли сделать анализ прочитанного произведения, осмыслить связи и сделать самостоятельные выводы. Цель беседы – усвоение содержания произведения. В этом помогают нам следующие приемы работы над текстом:
рассматривание иллюстраций, картинок;
выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
выделение из текста фраз к каждой картинке;
знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;
нахождение пиктограммы согласно тексту. - После третьего прочтения мы даем детям возможность пересказать текст, используя пиктограммы.
При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.