Подготовила:
Учитель – дефектолог МБДОУ ДС
«Парус» г.Волгодонска
Конкина Александра Владимировна
Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности,
справляться с непростыми для них социальными задачами.
Детский аутизм – это особое нарушение психологического развития, проявляющееся трудностями общения и социального взаимодействия. Своеобразие аутистического спектра заключается в том, что аутичный ребенок, обладая достаточными речевыми и интеллектуальными возможностями, не стремится их использовать в реальной жизни, во взаимодействии с окружающими.
В настоящее время во всем мире отмечается значительное увеличение числа детей с аутистическими нарушениями. Если 20 лет назад отмечалось 3—4 случая детского аутизма на 10 000 детей, то сейчас от 10 до 20. Рост аутизма в мире уже сопоставляют по масштабам с эпидемией.
Увеличение числа детей с аутизмом обуславливает необходимость оказания им адекватной и своевременной коррекционной помощи. Аутичный ребенок постоянно нуждается в поддержке и стимуляции для более успешного развития и социальной адаптации. Этого можно добиться, если семья аутичного ребенка встречает понимание своих нужд и потребностей со стороны общества и различных общественных институтов: детского сада, школы, социального окружения. Чтобы обеспечить такое понимание со стороны общества важно его просвещение и повышение компетентности в области обучения и социального развития аутичных детей.
Определение детского аутизма.
Аутизм у детей как отдельное нарушение психического развития впервые было выделено доктором Л.Каннером в 1943 году. Он описал особый тип отклоняющегося развития у детей, назвав его синдромом раннего детского аутизма, (синдром Каннера), основными проявлениями которого являются:
- значительные трудности установления эмоционального контакта с окружающими людьми;
- навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам поведения;
- чрезмерная сосредоточенность на действиях с определенными объектами;
- отсутствие речи, при сохранных возможностях ею овладеть (мутизм) или же речь, не используемая для общения с людьми;
- хорошие познавательные способности в отдельных областях.
Важно знать
Диагностические критерии аутизма
Согласно Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) детский аутизм – это нарушение психологического развития, относящееся к первазивным (общим, всепроникающим, множественным) расстройствам. Он проявляется нарушениями всех сторон психики: сенсорного и моторного развития, познавательной и эмоциональной сферы, а также произвольного поведения, сознания и личности.
Выделяют три основных и обязательных признака синдрома детского аутизма:
- качественные нарушения общения;
- качественные нарушения социального взаимодействия;
- стереотипные формы поведения.
К другим важным критериям относят:
- не обязательное раннее начало нарушения (в младенчестве или раннем детстве),
- биологическое происхождение (связанное с органической недостаточностью центральной нервной системы);
- постоянное течение, без ремиссий и рецидивов, характерных для психических заболеваний.
В МКБ-10 синдром детского аутизма не связывают и разграничивают с аутизмом как симптомом психических заболеваний (шизофрении) или состояний, вследствие неблагоприятного воздействия социальных психотравмирующих факторов (психогенный аутизм, парааутизм)
Детский аутизм – это асинхронное и искаженное развитие, при котором отдельные стороны психики развиваются своевременно, другие с опережением, а третьи – с грубой задержкой; причем последовательность их развития не совпадает ни с нормальным, ни с задержанным развитием. У аутичных детей отмечается диспропорция интеллектуального и эмоционального развития, сочетание достижений в одних областях с недоразвитием в других.
Основные (обязательные) диагностические критерии РАС (МКБ-10).
- Качественные нарушения социального взаимодействия.
- Качественные нарушения общения.
- Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности.
Симптоматика аутизма
- Качественные нарушения социального взаимодействия:
а) отсутствие реакций на эмоции и обращение других людей и изменение поведения в соответствии с контекстом ситуации;
б) неспособность адекватно использовать для социального взаимодействия и контакта: взгляд, мимическое выражение лица, жестикуляцию;
в) неспособность к установлению взаимодействия, игры со сверстниками;
г) отсутствие эмоциональной и социальной взаимности в общении, общих интересов с другими людьми.
- Качественные нарушения в общении:
а) отсутствие коммуникативного использования речи без попыток компенсировать этот недостаток использованием тональности и выразительности голоса, жестикуляции и мимики;
б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития), недостаточная гибкость речевых выражений, повторяющаяся и стереотипная речь;
в) нарушения поведения в ролевых и социально-имитационных играх, низкой синхронности и отсутствия взаимности в общении.
- Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересы и активность:
а) стремление устанавливать жесткий раз и навсегда заведенный порядок во многих аспектах повседневной жизни; особая привязанность к определенным предметам, действиям (ритуалам), интересам;
б) поглощенность, захваченность стереотипными и ограниченными действиями и интересами;
в) моторные стереотипии
г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).
В качестве дополнительных диагностических признаков детского аутизма также указывают определенные неспецифические проблемы: страхи, нарушения сна и приема пищи, вспышки гнева и агрессивность, в том числе и самоагрессия.
При детском аутизме отсутствует бред и галлюцинации. Важно установить, имела или имеет ли место аутистическая регрессия (утрата уже сформировавшихся психических функций, навыков). Детский аутизм может сочетаться с нарушениями зрения, слуха.
Классификация аутизма
В настоящее время детский аутизм рассматривают как группу неспецифических синдромов разного происхождения, получивших определение расстройства аутистического спектра (РАС). Среди них выделяют:
1.Синдром Каннера — классический или типичный синдром детского аутизма, при котором специфические отклонения в развитии должны отмечаться у ребенка в первые три года жизни, качественные нарушения социального взаимодействия, общения и ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения сочетаются с выраженной, хотя неравномерной задержкой психического и речевого и развития: отсутствие речи при возможности говорить или своеобразие речи — эхолалии, штампы, искаженное использование личных местоимений. Нередко отмечается умственная отсталость. Только 25% аутичных детей с этим синдромом достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы. Однако многие аутичные дети обладают хорошим интеллектуальным потенциалом, высокими способностями в какой-то области.
- Синдром Аспергера– характеризуется теми же качественными нарушениями общения, социального взаимодействия и стереотипными формами деятельности, и интересами, но отсутствует задержка в речевом и умственном развитии. Большинство детей имеют нормальный общий интеллект. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, недостаточно выразительная (застывшая) мимика, жестикуляция, моторная неловкость, неуклюжесть. Большинству детей с аутизмом не хватает спонтанности, гибкости, инициативности и творчества в как в интеллектуальной деятельности, и в общении, а при принятии решений им трудно использовать общие понятия, несмотря на имеющиеся способности к этому. Знания, в том числе школьные усваиваются избирательно, трудно воспроизводятся и используются всоциальном опыте. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу; в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечается тенденция к словотворчеству, влечение к аутистическим играм и занятиям. Отмечается стойкое сохранение аутистических особенностей в подростковом и зрелом возрасте.
- Расстройства аутистического спектра:атипичный аутизм, аутистический, аутистическиподобный синдромы и др. Расстройства аутистического спектра- это как правило, сопутствующие проявления в рамках других заболеваний: органических заболеваниях мозга, хромосомных аномалиях, генетических синдромах, врожденных обменных нарушениях, эндокринной патологии и др.
В этих случаях картина аутизма более сглажена и представлена не всеми симптомами, свойственными классическому аутизму. Значительно меньше, по сравнению с аутизмом Каннера, нарушена способность к общению и взаимодействию с окружающими; дети с РАС часто поддерживают зрительный контакт, более эмоциональны с матерью и родными. Как правило, нет асинхронии в развитии различных сфер жизнедеятельности ребенка. Нередко аутистические проявления усиливаются или, наоборот, смягчаются, становясь почти незаметными в связи с динамикой основного заболевания.
Распространенность аутизма
20-10 лет назад в разных странах распространенность детского аутизма колебалась от 4 до 26 случаев на 10 000 детского населения. По данным большинства эпидемиологических исследований основные варианты детского аутизма — синдромы Каннера и Аспергера составляют 4-5 случаев на 10 000 детского населения. В последние годы, в связи с широким выявлением сходных с детским аутизмом расстройств аутистического спектра, отмечают значительную распространенность этих расстройств: 30-60 случаев на 10 000 детской популяции.
Причины РАС
Однозначной причины возникновения аутизма не выявлено. Исследователи разных стран не могут прийти к единой теории о возникновении и механизмах формирования аутизма. Считается, что аутизм обусловлен наличием сразу нескольких расстройств, появившихся в результате влияния многих факторов, затрагивающих все или несколько функциональных систем мозга на ранней стадии развития. Насчитывается более тридцати факторов, провоцирующих развитие аутистического расстройства. Можно выделить три основные группы возможных причин.
1 группа причин связана с наследственностью. Некоторые специалисты считают, что аутизм является наследственной аномалией и передаётся на генном уровне. Отчасти этому есть подтверждение, так как чаще всего аутистические проявления наблюдаются у членов одной семьи. Тем не менее, учёные до сих пор не выявили гены, отвечающие за аутизм.
2 группа причин группирует вокруг себя различные хромосомные (генетические) мутации и врожденные заболевания обмена веществ. Некоторые генетические синдромы и обменные заболевания помимо различных клинических симптомов могут включать в себя и аутистические. К этим заболеваниям относятся: ломкая («фрагильная») Х-хромосома, синдромы Ретта, Мебиуса, а также фенилкетонурия, мукополисахаридоз и некоторые другие.
3 группа причин связана с органическим поражением центральной нервной системы в результате:
а) воздействия различных патогенных факторов во время беременности и родов: нейроинфекции и вирусные инфекции, травмы, асфиксия и пр. В этих случаях аутизм рассматривают как резидуально-органическое состояние нервной системы, после перенесенных заболеваний.
б) биохимических, нейрохимических и метаболических нарушений. Специальные исследования (исследование цереброспинальной жидкости, анализы крови и мочи) обнаружили, что аутистические симптомы могут возникать вследствие нарушений обмена физиологически активных веществ (серотонина, катехоламинов и дофамина). Имеются исследования, устанавливающие связь между биохимическими сдвигами и аутистическими проявлениями.
В других случаях возникновение аутизма связывают с нарушениями обмена веществ, которые могут приводить к избытку опиоидов в крови, в результате либо повышенной проницаемостью кишечной стенки или гематоэнцефалического барьера, либо неполного расщепления некоторых пищевых веществ, в частности, глютена пшеницы, молочного казеина. Эти вещества оказывают токсичное воздействие на определенные структуры мозга, что может приводить к появлению аутистической симптоматики. Рядом исследований отмечается положительный эффект специальной диетотерапии, исключающей из рациона аутичных детей продукты, которые могут вызывать изменение уровня опиоидной активности.
в) токсичного воздействия солей тяжелых металлов (ртути, свинца, кадмия) при вакцинации, неблагоприятной экологии, неправильном питании и др. Результаты ряда исследований показали, что причиной, провоцирующей возникновение симптомов аутизма может быть отравление тяжелыми металлами, токсинами, содержащихся в окружающей среде и продуктах питания. Проводились исследования иммунной дисфункции и вакцинации детей как возможной причине возникновения аутизма. Предполагается, что источником отравления могут быть вакцины, содержащие соединение ртути в качестве консерванта. Имеются данные, о том, что ограничение применения ртутьсодержащих вакцин в штате Калифорния (США) привело к снижению появления новых случаев аутизма на 25%. В тоже время значительное количество детей с аутизмом не получало никаких прививок и не имеют повышенного содержания ртути в крови.
Следует отметить, что все вышеуказанные возможные причины аутизма, неспецифичны, т.е. характерны не только для аутистических, но и других нарушений психического развития. Существует не один, а совокупность причинных факторов (наследственных, органических, биохимических, социальных), влияющих на организм ребенка в определенные периоды его развития. При этом решающую роль в возникновении аутизма играют наследственные и органические факторы, а психогенные — лишь роль пусковых, провоцирующих или осложняющих проявления аутизма.
Механизмы формирования синдрома детского аутизма
Органическая недостаточность мозга создает особые патологические условия, в которых развивается аутичный ребенок. В формировании психологической структуры синдрома аутизма наиболее значимыми являются два биологических фактора: повышенная чувствительность ребенка и нарушение активности (К.С.Лебединская, О.С.Никольская 1991).
1.Повышенная чувствительность сенсорной и аффективной (эмоциональной) сферы:
- повышение порога чувствительности к зрительным, звуковым, тактильным раздражителям. Воздействия окружающей среды часто для аутичных детей чрезмерны и являются источником неприятных ощущений и дискомфорта. Нередко наблюдается болезненная реакция на обычные звуки, свет, цвета или прикосновение. Особенно повышенная чувствительность и ранимость наблюдается при контакте с другим человеком, проявляющаяся в непереносимости взгляда, голоса, прикосновения. Более продолжительное взаимодействие даже с близкими людьми вызывает у него дискомфорт.
Снижение порога сенсорного и аффективного дискомфорта приводит к длительной фиксации неприятных впечатлений, что позже в свою очередь способствует образованию разнообразных страхов, запретов, строгим ограничениям в контактах с миром.
- Нарушение активностипроявляется в низком психическом тонусе и соответственно сниженных возможностях активно взаимодействовать со средой. Из-за слабого энергетического потенциала мозга аутичному ребенку свойственна повышенная психическая истощаемость и пресыщаемость, вялость, безучастность к окружающему; отсутствие активного исследовательского интереса к окружающему.
Особенно дефицит психического тонуса и активности обнаруживается при попытке целенаправленно сосредоточить внимание ребенка, произвольно организовать его поведение. Нарушение активности проявляется также в неспособности активно и избирательно воспринимать, и перерабатывать речевую и социальную информацию, связывать ее с прошлым опытом, гибко использовать ее в своем опыте и стремление воспроизводить усвоенное в готовой, заданной извне форме.
Эти два врожденных биологических фактора (гиперсензитивность сенсорной и аффективной системы, низкая психическая активность) вынуждают аутичного ребенка находить пути приспособления к окружающему миру. В таких патологических условиях развития ему приходится выбирать самые радикальные способы защиты от непонятного, дискомфортного и пугающего мира – аутизм, т.е. уход от контактов с окружающим миром и ограниченные, стереотипные (знакомые и понятные) формы деятельности.
Аутизм у детей, таким образом, не является врожденным патологическим симптомом, а выступает в качестве способа и средства защиты от чрезмерных воздействий окружающей среды. Синдром детского аутизма, нельзя рассматривать нарушением, при котором отсутствует желание общаться или сознательный отказ от взаимодействия с окружающими. Многочисленные психологические исследования, наблюдения родителей детей с аутизмом показали, что аутичные дети не только хотят быть вместе с людьми, но и могут глубоко привязываться к ним.