Подготовил: учитель-дефектолог Е.Н.Горинова
Уважаемые родители!
В летний период рекомендуется повторять:
Развиваем движения
Чем богаче и разнообразнее движения у ребенка, тем легче он осваивает новые, в том числе и артикуляционные. Улучшению координации движений (согласованной работы мышц тела) способствует выполнение различных физических упражнений.
Мы советуем:
- Предлагайте ребенку упражнения, которые помогут научить выполнять разнообразные команды: подойди, подпрыгни, перепрыгни, пролезь, обойди; попрыгай как зайчик, потопай как мишка.
- Научите ребенка играть в «классы». Поощряйте игры со скакалкой, кольцебросом, мячом, кеглями. В процессе таких занятий формируются представления о пространственных отношениях между предметами окружающего мира, развивается способность ориентироваться в пространстве, что в свою очередь помогает усвоению логико-грамматических конструкций.
Улучшаем мелкую моторику
Мелкая моторика — точные движения пальцев рук — особенно тесно связана с процессом формированием речи. Для развития мелкой моторики и зрительного восприятия, формирования пространственных представлений, различению предметов по форме и цвету необходимы: кубики, конструкторы, мозаики, сборные игрушки (типа “киндер-сюрпризов”, “поли-покетов”) пирамидки, матрешки, головоломки, принадлежности для рисования, лепки, шитья.
Мы советуем:
- Поощряйте занятия с этими играми и игрушками.
- Предлагайте нанизывать бусинки, вырезать и наклеивать картинки.
- Разучите с малышом упражнения специальной пальчиковой гимнастики.
- Полезно надавливать пальцами на клавиши музыкальных инструментов и пишущей машинки.
- Рисовать лучше всего гуашью, большими кистями, на цветной бумаге (можно на листах старых обоев). Так ребенок более полно отражает свое эмоциональное состояние.
- Каждый рисунок постарайтесь превратить в рассказ.
- Во время этих занятий знакомьте детей с понятиями много-мало, большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий др. и с предлогами.
Команды
Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи детей на ранних этапах речевого развития, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации возникали чаще естественным образом.
Просьба «Дай», как правило, обусловлена желанием получить что-либо, принять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знакомым и любимым (кукла, машинка и т.п.); функционально необходимым (ложка, чашка и т.п..); новым и неожиданным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т.п.). Предметы различного бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон, и т.д.) также могут вызывать интерес.
ИМИТАЦИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ
Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с орехами…» побуждают ребенка вслед за взрослым изобразить ситуацию, а затем подражать его речи. Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух слогов.
Мы советуем:
Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква; произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния: ай-ай-ай, ох. Ребенок начнет заражаться обстановкой взаимодействия, повторять вслед за вами. Желательно создать игровую ситуацию. Например, пожалуйтесь, что вам холодно: бррр;; укладывайте игрушки спать — бай-бай; кормите кукол — ням-ням; играйте в прятки — ку-ку, с водой — кап-кап; в поездку на машине или на поезде — би-би, ту-ту; говорите по телефону алё, динь; предложите поскакать на лошадке но-но; походить как мишка — топ-топ. Хорошо, если ребенок будет вместе с вами договаривать потешки: Гуси-гуси: — Га-га-га! — Есть хотите? — Да-да-да!. Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», при этом ребенок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку — ко-ко-ко; за мышку — пи-пи-пи, изображает, как упало яичко: бах, как плачут баба и дед: ой-ой-ой. С детьми постарше лучше читать, например, отрывок из сказки Успенского «Трое из Простоквашино» (когда почтальон Печкин стучит в дом, а галчонок ему отвечает), стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок», в нем много звукоподражаний типа (хи-хи-хи да ха-ха-ха, хо-хо-хо да буль-буль ох! Ох!).
Навыки самообслуживания и бытовые умения. Самостоятельность
Как правило, родители имеют разные представления о необходимости формировать навыки самообслуживания у детей. Одни считают крайне важным, чтобы ребенок как можно раньше научился все делать сам, другие уверены, что, когда надо будет — научится. В любом случае не надо смешивать бытовые умения и самостоятельность (самостоятельность — умение принимать независимое от мнения посторонних решение).
При нормальном развитии не так уж существенно, например, когда ребенок научился стелить постель. При задержках развития обучение бытовым умениям — одно из направлений коррекционного воздействия, так как способствует: пониманию и выполнению инструкций; проявлению положительной оценке окружающих; повышает самооценку; улучшает общую и мелкую моторику. Имейте в виду, что у детей могут быть свои представление о порядке. Скажем, ребенок может считать, что разложенная посреди комнаты игрушечная дорога или постройка из конструктора, одеяло на столе (декорация сказочного домика) не нарушают порядок.
Мы советуем:
- Во время уборки не просто просите помочь, но и объясняйте, что вы делаете и для чего. Не страшно, если поначалу совок с мусором окажется на стуле, а стол будет вытираться полотенцем. Важно, что у ребенка появляется впечатление, что он участвует в каком-то взрослом деле! Самостоятельные успешные действия приводят к первым самостоятельным выводам, а открываемый способ действий будет применяться в аналогичных обстоятельствах.
- Отмечайте время формирования следующих навыков: самостоятельно ест ложкой (какой рукой); пьет из чашки; застегивает — расстегивает пуговицы («липучки», кнопки); снимает — надевает носки; шнурует ботинки; завязывает бантик; моет и вытирает руки полотенцем; причесывается; чистит зубы; самостоятельно раздевается- одевается; различает верхнюю и нижнюю одежду, «лицо», «изнанку», «перед», «зад»; ест вилкой, режет хлеб ножом.
- Отмечайте время появления следующих бытовых умений: после игры приводит комнату в порядок; втыкает вилку в розетку; знает назначение пылесоса, миксера.
Учимся играть
Философы и психологи считают игру одним из фундаментальных свойств человеческой культуры. Играя, люди не преследует каких-то конкретных практических целей. Цель игры — доставить удовольствие ее участникам. В игре формируется символическая деятельность: кубик может стать машиной, карандаш — ложкой. Такое превращение готовит к восприятию более сложных символических обозначений, в том числе и письменной речи.
От уровня развития игровой деятельности значительной степени зависит уровень мышления, воображения, речи.
От простого действия с игрушками надо переходить к дидактическим (обучающим) играм и сюжетно-ролевым. Для ролевых игр могут понадобиться игрушечные наборы «Маленький доктор», «Маленький парикмахер», «Посуда», «Кукольный дом». Во время игры ребенок учится планировать и регулировать свои действия. В сюжетно-ролевых играх формируется выразительность речи, они способствуют проявлению творческих задатков, помогают раскрепоститься. Эти игры можно бесконечно варьировать.
Игры с правилами развивают навыки самоконтроля, социальных форм поведения.
Поддерживайте ребенка, если у него появится желание придумывать свои собственные игры.