Подготовил: учитель-дефектолог Горинова Е.Н.
1.Выработайте единые требования к речи ребенка всех членов семьи.
2.Проговаривайте свои действия и действия ребенка.
3.Задавайте ребенку вопросы на все действия совершаемые ребенком (Что ты делаешь? Что ты надеваешь? Куда мы идем? Что это? Кто это? И т.д.).
На первых этапах давайте образец ответа, затем делайте паузу, давая возможность ребенку самому ответить на вопрос, только потом давайте правильный ответ.
4.Давайте ребенку небольшие поручения требующие словесного ответа при этом дайте речевой образец. Например: Спроси у мамы: «Мама будешь чай?» отдай бабушке ложку скажи: «На ложку», иди посмотри кто пришел и т.п.
5.Принимайте участие, в играх ребенка оживляя игрушки составляя диалог. Например: мишка пришел в гости к зайке и сказал: «Здравствуй зайка» зайка ответил: «Здравствуй мишка» и т.п.
Не сокращайте и не упрощайте слова в своем разговоре.
В разговоре употребляйте простые, короткие, но правильные предложения. Не сокращайте и не упрощайте слова. Называйте вещи своими именами, не говорите про малиновый, розовый или бордовый оттенки, что это просто красный цвет, — тем самым вы только усложняете ребенку дальнейшие отличия оттенков, не говорите про одуванчик, что это желтый цветок, а про грузовик, что это «большая бибика». Чем больше синонимов и определений вы употребляете (например, вместо «дырка» — нора, щель, отверстие, или трещина), тем богаче будет словарный запас ребенка. Но и без фанатизма: ведь если сказать «ток», не обязательно добавлять «электрический».
Постарайтесь сделать так, чтобы общение ребенка со словом, с родным языком было радостным и доставляло вам обоим удовольствие
Выбирайте стихи в которых есть диалог, звукоподражание, например, «Сказка о глупом мышонке» Маршака, или «Мчится поезд» Э.Мошковской, или «Звукарик» А.Усачева. Если Вы сами получите удовольствие декламировать стихи или петь песенки, то и ваш ребенок полюбит слово, быстрее и охотнее будет вам подражать.
Развитие мелкой моторики способствует освоению речи
Общепризнано, что развитие мелкой моторики способствует освоению речи. Вспомните все «пальчиковые» игры: «Сорока- ворона», «Пальчик- мальчик» и другие. Игра с бусинками, пуговицами, крупой очень полезна и интересна ребенку, но только в присутствии взрослых.
И самое главное: не выполняйте молчаливых требований. Скажите ребенку попроси и дайте речевой образец « Дай пить.» «Дай яблоко» «Открой» «Застегни» и т.п.
Это позволит ребенку научиться общаться с окружающими.