Cвой ребёнок для каждого родителя уникален. Он не похож на других; и смеётся, и играет он совершенно по-особому. И для маленького ребёнка его родители – это совершенно особенные люди, его дом – это целый огромный мир. Комната и коридор кажутся ему громадными, полными чудес и приключений. В этом мире у него сначала только самые близкие люди – мама и папа. Постепенно в его такой большой, но знакомый и понятный мир начинает входить чужое: чужие дяди и тёти, с которыми надо разговаривать, другие дети, с которыми можно играть, огромная улица с бегающими по ней собаками. Малыш очень легко может потеряться в этом мире, который с каждым днём становиться для него всё шире и шире. Чтобы понять его и удержаться в нём, ребёнку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом.
« Ну и что, — скажет любой родитель, — мой всё это умеет и знает. Посмотрите, как охотно и хорошо он общается!» Прекрасно, вроде бы у ребёнка нет особых проблем, но, что это? Вдруг он поссорился с мальчиком или девочкой из своего детского сада, а вот он стесняется подойти к взрослому и спросить его о чём-то. Практически у каждого ребёнка в определённые моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него уже сформировались те самые коммуникативные способности, о которых уже много говорится. Теперь необходимо поддержать и развить их. Конечно, это доступно и самому ребёнку в его повседневной жизни.
Не ошибаясь, он не научится эффективно, без конфликтов и стеснения общаться. Так может помочь ему в этом. Попробуем развить некоторые умения, что пригодятся ему в реальном общении, поможем ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.
Ниже описанные простые игры и упражнения , способные развить основные умения общаться, которые проводятся в детском саду, в комплексе с коррекционно-развивающими занятиями, а также которые родители могут провести дома индивидуально со своими детьми или вместе с их друзьями.
Эти игры разделяются на несколько различных направлений:
- «Я и моё тело». Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребёнок спокоен и психологически защищён.
- « Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.
- « Я и мои эмоции». Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
- « Я и Я». Здесь собраны упражнения, направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
- « Я и другие». Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.
- « Я и моя семья». Игры и упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи, формирование тёплого отношения к её членам, осознание себя кК полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи.Вот мы и подошли к самим играм и упражнениям:
«Я и моё тело».
1. «Путаница».
Игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперёд руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берёт за руку любого другого ребёнка, левая оставлена для того, чтобы за неё кто-то взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребёнок. Таким образом образуется путаница. Задача детей – распутаться, не отпуская рук.
В этой игре хорошо использовать весёлую, бодрящую музыку.
2. «Медвежата».
Ребёнок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.
Взрослый рассказывает ребёнку про медвежонка, а тот изображает его движения. Упражнение направлено на мышечное расслабление.
3. «Насос и мяч»
Игра может проводиться в группе и индивидуально. Один из участников (может быть, взрослый) становится насосом, другие – мячами. Сначала «мячи» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус наклонён вперёд, голова опущена. Когда « насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щёки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают с силой звук « ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Насосом может быть и ребёнок.
Если детей несколько, то их можно разбить на пары, в которых один будет насосом, другой – мячом, затем они меняются ролями.
Игра направлена на осознание чувств напряжения и расслабления.
4. «Белые медведи»
Игра групповая. Условно обозначается берлога, в которой будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это медведи. Со словами «Медведи идут на охоту!» они бегут, стараясь окружить и поймать других участников игры. Потом медведи ложатся спать и снова идут на охоту. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один непойманный ребёнок.
Эта игра также способствует снятию мышечного напряжения, стимулированию активности и развитию навыков совместных действий. В ней хорошо бы использовать маски, изображающие белых медведей, которые могут нарисовать сами дети.
5. «Походки».
А) Ребёнку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить, как глубокий старик, как маленький ребёнок, как клоун в цирке, как лев, как котёнок, как медведь и т.п. варианты походок ребёнок может придумать сам.
Б) Возможен другой вариант этой игры, когда другие дети по походке стараются угадать, кого хотели изобразить.
Упражнение предназначено для снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей.
6. «Три подружки».
Дети прослушивают рассказ, распределяют между собой роли и разыгрывают сценку. Жили-были три подружки: свинка Хрюшка, кошка Мурка, уточка Крякушка. Однажды в тёплый летний день они пошли гулять. На них были новые платья, и мамы строго-настрого наказали им не пачкаться и далеко друг от друга не отходить. Но Мурка гонялась за птичкой (подкрадывается, только протянула руки, чтобы прикрыть её ладошками, а птичка уже в другом месте), зацепилась за пенёк и разорвала платье. А Хрюше захотелось полежать и понежиться в луже. Уточка Крякушка потеряла шляпку и башмачок, когда помогала Хрюше выбраться из лужи. Вот идут они после прогулки обратно, опустив головы, громко плача… Что-то будет, что скажут мамы? Мамы встретили малышей около дома, страшно удивились, рассердились и хотели их наказать. Но когда они узнали, что Крякушка спасла Хрюшу, перестали браниться и похвалили её.
7. «Котята».
Два маленьких котёнка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котёнка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
« Ну что? – она спросила. – Не ссоритесь теперь?»
Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
( С. Маршак).
Дети, прослушав стихотворение, показывают мимику хозяйки сердитой, сжалившейся; ссорящихся, замерзающих, а затем спящих котят. Затем разыгрывается сценка. Возможен обмен ролями. Перед разыгрыванием хорошо бы обсудить с ребёнком это стихотворение.
Желательно, чтобы при проведении этих игр и упражнений в групповой комнате детского сада, либо в комнате дома, звучала негромкая музыка. Важно, чтобы настроение музыки совпадало с характером упражнений. Музыкальное сопровождение способствует созданию и поддержанию эмоционального фона.
Рекомендуется обучить детей в качестве опыта общения со своим телом простым навыкам мышечного расслабления.
«Я и мой язык».
1. Беседа « Как можно общаться без слов».
Обсуждение с ребёнком, с помощью каких средств он может общаться с другими людьми. Наверное, он сразу же назовёт речь. Далее должен последовать вопрос о том, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать своё эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чём думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения. Попробуйте угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку.
2. « Иностранец».
К вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Ребёнку предлагается пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно, всё это без слов.
3. « Через стекло».
Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребёнку можно предложить, например: « Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или « Принеси мне стакан воды, я хочу пить» и т.п. после игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передачи сообщений, легко ли им было.
Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.
4. «Изображая сказку».
Играют две команды ( или два ребёнка). Одна команда задумывает какую-либо сказку или мультфильм и пытается изобразить её без слов. А другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. Задание можно усложнить тем, что с помощью мимики и пантомимики изображать не только героев, но и вещи, которые им принадлежат.
В этой игре важно предварительно договориться о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.
5. « Расскажи стихи без слов».
Взрослый читает детям стихотворение, например, такое:
Ждёт гостей сегодня кошка
И волнуется немножко:
« Что ж так долго не идут?»
Ну а гости тут как тут.
Друг за дружкой по дорожке
Все спешат поздравить кошку.
Белка в тележке
Везёт орешки.
Кудрявый барашек
С букетом ромашек.
Катит медвежонок
Мёду бочонок.
Тащит петушок
Проса мешок.
До чего ярок
Лисий подарок!
Ещё один гость –
В зубах кость.
Подарок царский
Сыр швейцарский.
А кот Тимофей
Принёс двух мышей.
Всем подаркам кошка рада,
С одного не сводит взгляда.
Догадайтесь поскорей,
Чей подарок всех милей?
(Е. Ефимовский).
Может быть использовано и любое другое стихотворение. Ребёнку даётся задание передать содержание стихотворения с помощью мимики и пантомимики.
6. « Испорченный телефон».
Эта речевая игра для нескольких участников. Дети садятся в одну линию. Первый ребёнок задумывает слова. Задача – передать это слова по цепочке как можно быстрее, говоря шёпотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова и то, что услышал последний. Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Можно проследить те изменения, которые происходили при передаче слова, для этого каждый ребёнок сообщает, что послышалось ему. Эта игра направлена на понимание важности правильной грамотной речи для общения с собеседником.
7. Беседа «Зачем нужна речь».
После проведённых игр полезно побеседовать с ребёнком о том, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно. Желательно обсудить с ребёнком важность жестов и мимики для выразительности речи. Можно побеседовать о тех людях, которые говорят слишком много (болтуны) и слишком мало (молчуны), для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко ранить словом.
При проведении с ребёнком игр и упражнений из этого раздела надо показать ему, что «язык тела» (мимика, жесты) не всегда совпадает с тем, что мы говорим словами. Например, говоря другому что-то хорошее, человек может непроизвольно сжимать кулаки, т.е. подсознательно выражать агрессию по отношению к своему собеседнику.
После игры желательно обсудить её содержание, выяснить, что произошло, были ли у ребёнка какие-либо трудности при выполнении заданий, что он чувствовал и что ему в этот момент хотелось, почему возникали в игре конфликтные ситуации (если они были).
«Я и мои эмоции».
1. « Пиктограммы».
А). Для этой игры необходимо изготовить набор карт-пиктограмм. Пиктограммы – это изображение лиц людей в различных эмоциональных состояниях. Понадобятся два набора карточек, один целый, а другой нарезанный.
Детям даётся набор шаблонов, они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: весёлый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии.
Б). После определения настроения каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. У каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берёт пиктограмму и, не показывая её другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнёром. После этого две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
Эта игра направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.
2. « Мимическая гимнастика».
Ребёнку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне всё равно – равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, всё тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щёки (лень, хочется поспать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).
Цель игры – изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики.
3. « Угадай-ка!».
Выбирается один ведущий. Дети садятся в ряд лицом к нему. За спинами передаётся небольшой мячик или другой предмет. По выражению лица и позе ведущий должен угадать, у кого мячик. Передача мяча прекращается после звонка.
Игра направлена на тренировку внимания и умения отследить состояние человека по мимике и пантомимике.
4. «Волшебный мешок».
Перед этой игрой необходимо обсудить с ребёнком, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то и т.п. Затем ребёнку предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции : злость, обиду, грусть и т.п. Этот мешок, со всем плохим, что в нём есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребёнку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции.
Можно использовать ещё один «волшебный» мешок, из которого ребёнок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.
Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
5. «Рисуем эмоции пальцами».
Ребёнку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. Можно нарисовать своё настроение с помощью пальцев.
Игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния. В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребёнок просто нарисует какие-то пятна, надо дать ему возможность попробовать выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.
6. «Музыка и эмоции».
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам: весёлая – грустная, довольная – сердитая, смелая – трусливая, праздничная – будничная, задушевная – отчуждённая, бодрая – усталая, спокойная – взволнованная, медленная – быстрая, тёплая – холодная, ясная – мрачная.
Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
7. « Рисуем настроение музыки».
После прослушивания и обсуждения характера и настроения музыки можно предложить детям нарисовать её. Это способствует формированию умения выразить свои чувства, впечатления через цвет, рисунок. Перед рисованием оговаривается, какая краска (цвет) соответствует какому настроению.
8. « Дневник настроений».
Вместе с ребёнком заводится «дневник его настроений» — общая тетрадь, в которой каждый день оба (взрослый и ребёнок) отмечают настроение последнего. Если оно в течение дня меняется, то делается несколько отметок. Вводятся условные обозначения, например:
— весёлое, радостное настроение;
-немножко грустно, хочется помолчать, подумать о чём-нибудь;
-грустно и скучно, хочется плакать.
Можно вместе с ребёнком придумать свои обозначения или расширить эти.
Дневник настроений усиливает внимание к своим эмоциям, настроению, даёт осознание своего эмоционального состояния и умение выразить его словами.Беседа
9. «Способы повышения настроения».
Обсуждение с ребёнком, как можно самому себе повысить настроение. Надо постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркале, попробовать рассмеяться, вспомнить о чём-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку и т. п.).
Перед тем, как начать использовать игры, в данном направлении («Я и мои эмоции»), необходимо проводить с ребёнком небольшие беседы о том, какие эмоциональные состояния он знает. Ребёнок должен вспомнить ситуацию, в которой он испытывал ту или иную эмоцию, чем было вызвано это состояние, что он при этом чувствовал. Можно обсудить внешние проявления каждого эмоционального состояния. Перед тем, как начать проводить игры и упражнения, ребёнок должен знать и понимать такие слова, как: «эмоции», «чувства», и когда они возникают.
«Я и Я».
1. «Психологический автопортрет».
Это упражнение проводится с детьми подготовительной к школе группы. Сначала дети отвечают на вопрос: «За что меня можно любить?», а затем, на другой вопрос: « За что меня можно ругать?». Далее происходит обсуждение, что можно сделать для того, чтобы ругать его было не за что. Здесь важно обратить внимание на то, чтобы варианты предлагал сам ребёнок, и только затем вместе со взрослым обсуждается, насколько они приемлемы.
2. «Кто я?»
Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто я?» Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я» Например: «Я – девочка!», «Я – хороший человек!» и т.п. взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята, а описывали именно себя.
Эта игра даёт детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представления о себе.
3. «Составь рассказ».
Ребёнку предлагается составить рассказ на какую-нибудь тему, которую ему может предложить взрослый, или он выбирает её сам. Темы могут быть такими: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Когда меня обижают…», «Я не могу…», «Я боюсь…».
Важно, чтобы ребёнок давал не односложный ответ, а полный, развёрнутый рассказ. Затем эти рассказы можно проиграть, причём, в главной роли должен быть сам рассказчик. Вместе с детьми можно продумать пути выхода из этих ситуаций и тоже проиграть их.
4. «Слушаем себя».
Взрослый обращается к ребёнку: «Давай сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри тебя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям… Что ты сейчас чувствуешь, что хочешь? Что ты услышал?» Ребёнок делится своими впечатлениями.
Это упражнение развивает концентрацию внимания, способствует обращению внимания на себя, на свои чувства.
5. «Зоопарк».
Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями («в клетках»). Каждый ребёнок изображает своё животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.
6. «Страна клякс».
Это упражнение может быть как индивидуальным, так и групповым. Перед детьми кладётся большой лист бумаги, на котором они должны нарисовать кляксы: цветные пятна любой величины и формы. Затем детям предлагается попробовать разглядеть в кляксах какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.
7. Беседа «Как стать самим собой».
Перед этой беседой хорошо бы выполнить упражнения «Кто я?» и «Психологический автопортрет». Затем обсудить, что мешает ребёнку быть таким, каким он хочет, и как ему можно избавиться от этих помех. В этой же беседе можно обсудить и обыграть с детьми «Правила хорошей работы»:
1) Всё заранее планируй.
2) Приготовь рабочее место, инструмент.
3) Попроси совета у старших, как лучше выполнить эту работу.
4) Будь аккуратен, не торопись.
5) Если не получается – не отчаивайся, начни сначала. Помни, что «терпение и труд всё перетрут». Не расстраивайся при неудачах – будешь настойчивым и упорным, всему научишься.
8. «Рисуем себя».
Ребёнку предлагается цветными карандашами нарисовать себя в прошлом. Обсудите с ним детали рисунка, в чём они различаются. Спросите ребёнка, что ему нравится и не нравится в себе.
Это упражнение направлено на осознание себя как индивидуальности, осознание различных своих сторон. Это полезно для определения того, что изменилось в ребёнке по сравнению с прошлым и что ещё хотелось бы изменить.
Все игры и упражнения в данном направлении («Я и Я»),способствуют усилению внимания ребёнка к себе, к своим чувствам и переживаниям, а также развивают уверенность в себе. Они учат детей с пониманием относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми.
«Я и ДРУГИЕ».
1. «Биография по фото».
Для этого упражнения понадобится несколько фотографий. Хорошо, если эти фотографии принесут сами дети, но в этом случае надо проследить, чтобы каждому ребёнку досталась не та фотография, которую он принёс сам. Дети составляют рассказы о людях, изображённых на фотографиях. Особое внимание следует обратить на то, что в данный момент чувствует этот человек, и, каковы возможные причины этих переживаний.
Игра направлена на выработку чувствительности к переживаниям другого.
2. «Страна Х» (коллективный рисунок).
Это упражнение предусматривает совместное рисование детей на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать её название и нарисовать. Каждый ребёнок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в общем рисовании.
Это упражнение даёт возможность каждому ребёнку участвовать в общей деятельности, помогает увидеть, какое место занимает ребёнок в группе. Оно также поможет закрепить наглядно те знания, которые ребёнок получает на занятиях в детском саду.
3. «Прорви круг».
Эта подвижная игра способствует большей включённости детей в группу.
Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребёнок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри его.
Одним из вариантов этой игры является игра «Разрывные цепи». Делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10-15 м. Одна команда вызывает участника из другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет – сам становится в неё. Следующего игрока вызывает другая команда.
4. Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т.п.)»
С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с детьми вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества.
а) Доброта
Правила доброты:
— помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
— прощать ошибки других;
— не жадничать;
— не завидовать;
— жалеть других.
б) Честность.
С детьми обсуждаются такие темы, как: «Трудно ли быть честным?», «Как сдержать своё слово» и т.п.
Правила честности:
— сказал – сделай;
— не уверен – не обещай;
— ошибся – признайся;
— забыл – попроси прощения;
— говори то, что думаешь;
— не можешь сказать правду – объясни почему;
— не выдавай чужую тайну.
в) Вежливость.
Правила вежливости:
— вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;
— будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – попрощайся;
— не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься;
— не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
Содержание бесед можно закреплять в сюжетно- ролевых играх («Школа», «Дочки-матери», «Больница» и др.). Далее происходит обсуждение о том, какие сложности возникали во время игр, с нарушением каких правил они были связаны.
5. «Нарисуй узор».
Для этой игры потребуется несколько пар вырезанных из бумаги варежек с различными узорами на них. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе.
1) Каждому ребёнку даётся вырезанная из бумаги варежка. Каждая из них имеет свою форму и узор. Одинаковых «половинок» — две; они образуют пару. Дети ходят по групповой комнате и ищут свою пару. После этого каждая пара должна, не разговаривая, закончить узор, изображённый на варежках, причём каждой паре дается, только один набор карандашей и фломастеров.
2) Каждой паре детей даются чистые варежки. Они должны договориться, как их украсят. Условие присутствия одного набора карандашей сохраняется.
После этой игры можно устроить конкурс варежек, в котором будут оцениваться качество и одинаковость узоров на двух половинках.
Эта игра помогает увидеть, какие отношения сложились между детьми, какие есть конфликты, а также она тренирует умение осуществлять совместные действия.
6. «Поводырь».
Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями.
Это упражнение развивает чувство ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.
7. Проигрывание ситуаций.
Для детей будет интересным и полезным разыграть различные ситуации. Это могут быть ситуации из реальной жизни, например, конфликт, возникший в игре, или предложенные взрослым, но тоже близкие к реальным, например: «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться», «Ты принёс в детский сад апельсин, а у твоего друга сегодня нет ничего вкусного», «Ты пришёл на детский праздник, где никого не знаешь. Познакомься с ребятами» т.п.
Упражнения и игры в данном направлении («Я и другие»), способствуют развитию сплочённости группы, организации совместных действий. Они также развивают чувство общности и способствуют установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, формируют внимательное и бережное отношение друг к другу. Следует отметить, что дети сами формулируют те правила, которые помогут им эффективно общаться (дружбы, вежливости и т.п.). Постепенно в ходе ролевых игр можно начать использовать следующие приёмы:
— создание соответствующей игре обстановки;
— обмен ролями – дети во время игры меняются ролями, что даёт возможность встать на точку зрения другого, почувствовать его переживания;
— зеркало – после игры дети стремятся как можно точнее изобразить позу, привычки, типичные выражения лица того или иного ребёнка.
В игре необходимо обратить внимание на взаимодействие детей, а также на возможные причины появления тех или иных проявлений.
«Я и МОЯ СЕМЬЯ».
В данном направлении описаны игры и упражнения, которые помогут сформировать и закрепить положительное отношение ко всем её членам, а также помогут родителям, взглянуть на свою семью глазами ребёнка, увидеть новые нюансы семейных взаимоотношений. Желательно, чтобы в некоторых из этих упражнений, например, в разыгрывании ситуаций, участвовали все её члены.
1. «Домашний фотоальбом».
Ребёнку предлагается посмотреть домашние фотографии. Проходит обсуждение, о том, какие люди на них изображены, может быть, кого-то из них ребёнок не знает. Здесь главное, обратить внимание ребёнка на то, какое у этих людей выражение лица, что они чувствуют, какое у них настроение. Ребёнку предлагается придумать какую-нибудь историю про этих людей.
2. Беседа «Что значит любить родителей».
Эту беседу с детьми проводит именно педагог, а не родитель! В ходе беседы обсуждаются вопросы: «Почему важно в семье любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научиться, не огорчать близких? Как вести себя, если провинился? Как научиться понимать настроение родителей?»
3. Ролевая игра «Дочки-матери».
Эта игра полезна и для девочек, и для мальчиков, как в диагностическом, так и развивающем плане. Как известно, дети отражают в своих играх то, что они видят в своём окружении, поэтому, наблюдая за этой игрой, родители смогут увидеть со стороны те образцы поведения, которые они демонстрируют ребёнку. Кроме того, игра «Дочки-матери» помогает ребёнку почувствовать себя в роли родителей, осознать, как иногда бывает маме и папе трудно со своими детьми. В этой игре можно также разыграть различные жизненные ситуации, например те, которые будут описаны ниже, в следующем упражнении.
4. Разыгрывание ситуаций.
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои. К разыгрыванию можно предложить следующие ситуации: «Вечер в семье», «Если у тебя два билета в кино, с кем бы ты хотел пойти?», «Праздник в семье», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «Как поднять мама (папе) настроение».
Некоторые ситуации для разыгрывания дети могут предложить сами.
5. Рисунок «Моя семья».
Очень многое о ребёнке может рассказать его рисунок. Это очень интересный психологический тест. Тест-рисунок прост в проведении, но очень сложен для расшифровки, т.к. здесь требуются не только знания и опыт, но и наличие некоторой проницательности. Иногда даже специалисты-психологи затрудняются при расшифровки рисунка. Но некоторые несложные интерпретации доступны и для родителей.
Итак, задание: ребёнок должен нарисовать свою семью. Это задание можно дать малышу, когда он просто захочет порисовать. Надо подсказать ему тему: «Надо нарисовать нашу семью», «Нарисуй всех нас». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он это себе представляет.
Когда ребёнок рисует семью, в его рисунке отражается то, как он себя чувствует, как оценивает своё место в ней.Оценка эта сказывается уже
на отношении к заданию. Так в случае неудовлетворённости семейной ситуацией у ребёнка может появиться защитная реакция (хочу рисовать другое).
Особое внимание заслуживает отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи. Это может стать сигналом о душевных переживаниях ребёнка. «Забытый» человек может быть чем-то неприятен автору рисунка или, возможно, недавно его обидел. Часто на рисунке отсутствуют братья и сёстры (или они нарисованы без лица, схематично, мелко), это говорит о ревности, конкуренции за родительское тепло и внимание.
Иногда ребёнок не рисует себя или рисует только себя. В обоих случаях он как бы ни включает себя в состав семьи, это свидетельствует о некотором эгоизме ребёнка.
Расположение и размеры фигур указывают на особенности семейных отношений, как их чувствует ребёнок. Например, наиболее крупным он изображает того, кто главенствует в семье; тот, кого он изобразил ближе к себе, наиболее желаем в общении.
Мелочей в рисунке нет, поэтому надо обратить внимание на детали. Как правило, хорошие отношения в семье отражаются в виде весёлых лиц, украшенных цветами, бантиками; при плохих отношениях рисунок отличается большей схематичностью, незаконченностью. Когда дети старше пяти лет в рисунке пропускают части лица (глаза, рот) – это может указывать на нарушения в сфере общения.
Есть некоторые характерные особенности рисунка, отражающие психологический климат в семье. Вот некоторые из этих соответствий.
Ребёнку дома хорошо. |
Изображается общая деятельность всех членов семьи. Никто не забыт, не изображён отдельно. Линии рисунка равномерные, с нормальным нажимом: рисунок внутри контура не затушеван.
|
Ребёнок ощущает обстановку дома как враждебную себе. |
Позы фигур агрессивные. Фигуры деформированы или зачёркнуты. Руки изображённых людей раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые.
|
Ребёнка волнует конфликты, происходящие дома. |
Фигуры разделены линиями (барьерами). Отдельные фигуры стёрты, у некоторых нет частей тела. Есть изолированность отдельных членов семьи. На рисунке имеются слишком большие и слишком маленькие фигуры. На рисунке преобладают вещи, нет некоторых членов семьи, или они могут быть изображены стоящими спиной.
|
Ребёнку уделяется мало внимания. |
Ребёнок изображён очень маленьким или стоящим спиной. Фигуры расположены в нижней части листа. Автор изолирован от других членов семьи или вообще отсутствует. Он изображён неподвижным, а остальные в движении. Линия рисунка слабая, прерывистая.
|
Ребёнок тревожен. |
Рисунок внутри контура заштрихован, видны следы стирания. Сильный нажим, двойные или прерывистые линии. Рисунок ограничен линиями сверху (потолок) и снизу (пол). Преувеличенное внимание автора к деталям, преобладание вещей.
|