Подготовил учитель-дефектолог: Минакова В.В.
“Рука – это вышедший наружу мозг человека”
Н.Кант «Источники способностей и дарований — детей на кончиках их пальцев».
В.А.Сухомлинский
В настоящее время в условиях обновления образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе учебной деятельности у детей развиваются внимание, память, восприятие, мышление, но прослеживается дефицит упражнений для развития мелкой моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятии. Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей рисованию, подготовки руки к письму. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей, возникающих уже на первой неделе обучения ребенка в группе.
К ним относятся:
- Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва карандаша.
- Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).
- Трудности с овладением навыков рисования, действий с предметами.
- Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые фигуры).
- Очень медленный темп работы.
- Недостаток интеллектуального развития.
- Недостаточность развития памяти, внимания, связной речи.
- Недостаточное развитие мелкой моторики может привести в дальнейшем к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Возникают трудности у детей, так как они поступают в школу с низким уровнем подготовленности к обучению.
Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. При повышенных стрессовых ситуациях в жизни необходимо создание благоприятного эмоционального фона, а программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учимся, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.
Мелкую моторику рук развивают:
- Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
- Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
- Народные игры с ладошками;
- Игры с природным материалом;
- Игры с предметами домашнего обихода;
- Игры с песком и водой;
- Пальчиковый театр;
- Ниткотерапия;
- Дидактические игры;
- Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Перечисленные виды детской деятельности используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
- Продуктивная деятельность
- Индивидуальная работа
- Самостоятельная деятельность
- Прогулка
- Утренняя гимнастика
- Самообслуживание
Целесообразно использование следующих упражнений:
“Пальчиковый бассейн” легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком “бассейне” способствует активизации двигательных ощущений. Щетка “ежик”. Рабочую поверхность “ежика” можно изготовить из массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладони поверхности руки (большой палец руки отведен).
Использование щетки возможно в двух положениях:
а) зубцами к ладонной поверхности руки;
б) зубцами к наружной поверхности руки.
С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные ощущения. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях логопедической лечебной физкультурой.
Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.
Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.
Выкладывание букв, фигур из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге фигуру,букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует фигуру,букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает фигуры, простые слова, учится читать, Можно использовать для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предложите ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.
Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Основные направления работы с детьми:
Одним из приемов развития мелкой моторики: использование системы «от простого к сложному», поэтому развивать мелкую моторику рук у детей нужно начинить с обучения приемам самомассажа.
Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук. Проводим его ежедневно 2-3 раза в день, т.к. самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Самомассаж начинайте с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой.
После этого проводим растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой.
Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы : скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.