Подготовила: воспитатель С.А.Твердохлебова.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например, тренировку пальцев у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как, одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами.
Нас также заинтересовали упражнения, связанные с развитием пальцев рук детей всех возрастных групп, начиная с ясельной. Для повышения интереса детей к занятиям используем перчатки. На перчатках нанесены разные штрихи-глазки-пуговки и пр.
Начали с простых упражнений, типа «Мальчик-пальчик, где ты был?». Этот вид упражнений-прикосновений большого пальца к каждому другому пальцу на этой руке можно провести под разными названиями. В сентябре пальчики у большинства детей непослушные, слишком напряженные. Приходится недели две повторять этот вид упражнений.
«Эта команда- белочки, а эта команда- зайчики»-, говорит воспитатель, показывая, левую и правую руки. «Это капитан белочек, а это капитан зайчиков,»-показывает большие пальцы. Каждый капитан как бы здоровается со своей командой (прикосновения большого пальца к остальным пальцам руки). Упражнения делаем сначала только с белочками, а затем с зайчиками. Через несколько дней обе руки одновременно выполняют эти упражнения.
Следующий этап: обе команды (руки здороваются друг с другом) поочередное касание парных пальцев рук. Сначала белочки и зайчики здороваются стоя прямо, а потом с наклоном. Парные пальцы обеих рук при касании сгибаются- это почтительный поклон. Большие пальцы(капитаны) здороваются друг с другом (каждый зайчик со своей белочкой).
Упражнение для рук «Прогулка в лес» проводим в сентябре. Воспитатель одновременно говорит и показывает. Дети легко копируют эти статичные несложные движения:
«Мы ехали на автобусе в лес. Рассматривали деревья. Подул ветер, ветки закачались, листочки затрепетали. Под деревьями росли вот такие грибы- белые и подберезовики. А по грибку ползла вот такая улитка. На полянке росли разные цветы. Это ромашки, а это ландыши, колокольчики. Над цветами порхали бабочки, жужжали пчелы. На дереве было гнездо. А над гнездом летали вот такие птицы».
Или другой рассказ про птицу и птенчиков: «На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама –птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец по одному разу прикасается поочередно к остальным четырем), по две букашки (одновременное двукратное прикасание большого пальца к остальным четырем) и по три мошки (прикасание трехкратное).Наелись птенцы и стали чистить клювы, мама им помогала(большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных
пальцев поочередно.
Дети любят упражнение «Котенок»
Котенок маленький, озорной, пушистый, точит ногти. Все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев. Ладонь открыта. Согнутые пальцы в таком прижатом положении «бегают», большой палец обязательно участвует. Это котенок точит когти. Котенок выпустил когти (пальцы раскрыты, напряженно полусогнуты) и начал царапаться (пальцы быстро бегают в этом напряженно полусогнутом состоянии). «Ай-яй-яй, котенок, какой ты шалун, нельзя так царапаться. Ну-ка спрячь когти»-говорит воспитатель. Котенок сначала прячет когти, но затем вновь начнет их точить и т.д. Упражнение выполняется одновременно обеими руками.
Для упражнения большого пальца руки придумано упражнение «Скакалка»
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Захочу обскачу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два
Посреди дорожки,
Да бегом, с ветерком,
Да на правой ножке.
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Я скачу, я учу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два,
Учатся сестрички.
За спиной день-деньской
Прыгают косички!
«Скакалка»-это трудное упражнение. Круговые движения большими пальцами надо делать ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну сторону, потом в другую. Но дети любят это упражнение и не чувствуют усталости.
В игре «Строим дом» руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх- это молоток. В течение всего стиха молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем- сначала прямым, потом согнутым.
Целый день тук да тук,
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
Этот дом для зайчиков,
Этот дом для девочек,
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом:
Как мы славно заживем.
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.
Все показывают готовые дома (руки, сжатые в кулаки) для девочек-белочек и зайчиков- мальчиков.
Затем воспитатель хвалит домики, построенные детьми:
Этот дом для Светы,
Он большой и светлый.
Здесь живет Алеша,
Мальчик он хороший.
В доме этом Маша,
Солнышко ты наше.
Этот – для Марата,
Будет дом богатый.
Интересна реакция детей на эти стихи. Стихи про каждого! Каждая строчка, как подарок! И при повторном проведении этой игры они очень стараются, предвкушая добрые ласковые слова за хорошую работу.
Можно провести игру с бумагой (выгладим платочки для мамы и для дочки). Перед каждым играющим положен скомканный лист бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился, и чтобы ни один край не был загнутым. Затем тоже самое сделать одной рукой. Возможны варианты (пользуясь двумя большими пальцами, повторить тоже, или указательными).
На разучивание с детьми движений персонажей сказки «Зайчики и волк» уделяется много времени. В лесу в домике жила зайчиха с двумя зайчатами. Как-то утром зайчата взяли свои барабаны и побежали в лес. Они громко, на весь лес, стали барабанить. (Указательный и средний пальцы подняты вверх- это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак-туловище; согнутые мизинец безымянный- палочки барабана- ударяют в подушечку большого пальца- барабана. Прямые ушки вверху прижаты друг к другу). И надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк. (Сложить вместе ладони обеих рук; большие прямые пальцы развести в стороны- это уши волка; у указательных пальцев согнуть верхние фаланги, чтобы ногти соприкасались- это лоб волка.) Услышав шум, он выскочил на полянку. (Плотно сгруппированные прямые средний и безымянный пальцы- это нос волка; два прижатые друг к другу мизинца отходят вниз- это пасть волка). Волк поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть. (Все пальцы шевелятся). Бедные зайчишки побросали барабаны и прижались к березе, их и незаметно, только ушки мелко-мелко трепещут от страха. Воспитатель прижимает зайцев к себе, ушки у них выполняют очень мелкие колебательные движения- трепещут. Растерялся волк: «Где же зайцы? Они только что тут были и вдруг исчезли. Ох и хитрые, опять провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Найду на вас управу!»- прорычал свои угрозы и побрел в лес. Только волк исчез, зайчата выскочили, забыли свои страхи и смеяться друг над другом. Один говорит: «Ты так испугался волка, что у тебя уши кланялись до земли!» «Нет!»-говорит другой, — мои ушки не кланялись, а вот твои ушки приседали от страха». Эти последующие движения один из зайцев показывает, а второй как бы машинально начинает повторять, но, спохватившись, тут же опровергает наветы и приводит доказательства для изобличения товарища).
Все движения выполняют поднятые кверху указательный и средний пальцы-ушки. Воспитатель и дети говорят примерно такие фразы: «Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот твои ушки прятались друг за дружку!»
-Нет уж, мои ушки не прятались друг за дружку, а твои ушки бегали друг за дружкой сверху вниз и снизу-вверх!
-Нет, мои ушки так не бегали, а твои ушки от страха стучали друг о дружку. И так зайцы расшалились, раскричались, что встали на уши и пошли домой на ушах. Вышла мама и говорит: «Что это такое? Опять ушки грязные, опять на ушах ходили? Ну-ка быстро чистить лапками свои уши!». Стали зайцы лапками чистить свои ушки. «Ну-ка, я вам склею ушки вместе, чтобы вы больше не шалили. Возьмите свои барабаны и учитесь хорошенько барабанить, чтобы медведь- директор цирка пригласил вас барабанщиками».
Наши дети освоили движения пальцев рук почти всех персонажей сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Лиса, заяц и петух», «Колобок», «Три медведя», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака».
Предлагаем описания некоторых движений пальцев
для героев этих сказок.
МЫШКА
Указательный палец и мизинец согнуть подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держатся на весу, не прижимаясь к большому пальцу- это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.
ЛЯГУШКА
Указательный и безымянный пальцы согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям, прижатым кладонии среднего и безымянного пальцев (рот).
КРОКОДИЛ
Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.
КУРОЧКА
Соединить концы большого и указательного пальцев(клюв). На клюв веерообразно друг на дружку накладываются остальные пальцы- это гребешок.
ПЕТУШОК
Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга(гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.
СОВА
Большой палец и мизинец отведены в стороны (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).
ЛОШАДКА
Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки(грива). Два больших пальца подняты вверх(уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.
В диалогах и монологах мы используем стихи С.Маршака «Волк и лиса», песенки «Веселые гуси», а также песенку черепахи из мультфильма «Львенок и черепаха» (я на солнышке лежу) и др.
В заключении следует рассказать, в какое время всем этим заниматься. Тренировке тонких движений пальцев рук можно уделить 1,5- 2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Упражнения с детьми могут проводить и родители.