Подготовил воспитатель: Векшина В.Г.
Для неговорящего ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо закрепить такие понятия:
- Цвет предмета: покажи, найди, где такой же. Закрепить основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый).
- Форма предмета (круг, квадрат, треугольник): покажи, найди такой же.
- Величина предмета: большой – маленький. Пусть покажет (или, если сможет, назовет) какой из предметов большой, а какой маленький. (Что больше чашка или ведро? Ведро больше чашки).
- Закрепить понятие «один – много» (покажи, где один, покажи, где много).
- Закрепить умение собирать 5-ти составные пирамидки, 5-ти составные матрешки с учетом величины.
- Закрепить умение сличать парные картинки (не более семи).
- Предложите самому обвести нарисованные контуры предметов или помогите ему выполнить задание. Главное комментируйте все действия (например, я обвожу домик. Это крыша, это труба. Это стена. Это дверь. Это окно).
- Предложите раскрасить предметы, озвучивая свои действия (Я беру красный карандаш и раскрашиваю серединку цветка. Я кладу красный карандаш и беру желтый. Я раскрашиваю лепестки цветка. Я кладу желтый карандаш и беру зеленый. Я раскрашу стебелек и листья зеленым цветом).
- Предложите показать детенышей животных (озвучивайте названия сами). Например, у лисы – лисята, у кошки — котята и т.д.
- Дайте возможность покопаться в коробке с пуговицами, пока вы шьете. Пусть найдет такую же пуговицу, или все синие, или самую большую, самую маленькую, а может самую красивую.
- Можно нанизывать на обувной шнурок крупные бусины, макаронины, колечки.
- Используйте разного рода шнуровки. Их можно сделать и своими руками (потребуется небольшой кусок картона, дырокол, шнурок и немного фантазии).
- Поставьте перед ребенком несколько мисочек или коробочек и насыпьте в них несколько ложек разной крупы, фигурные макароны, горох, фасоль. И покажите, как можно пересыпать содержимое из одной мисочки в другую, как перекладывать ложками разного размера, горстями или двумя пальчиками.
- Используйте обычные бельевые прищепки. Покажите, как прищепка открывает ротик. Вырежьте из картона несколько фигур и покажите, как можно при помощи прищепок украсить фигурки.
- Позволяйте ребенку как можно больше играть в песочнице. Если нет возможности играть в песочнице, можно заменить коробкой с обычной каменной солью (соль еще полезнее, чем песок, т.к. обладает антибактериальным эффектом, и проводится профилактика ОРВИ). В нее можно закапывать мелкие игрушки, монетки, бусинки, а потом вместе с ребенком искать «клад».
- Главное все действия озвучивайте. Не играйте молча.