Подготовил воспитатель: Аленкина Л.В.
Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является жизненной необходимостью и важным этапом в развитии их самостоятельности в повседневной жизни. Обучение таким навыкам не происходит самопроизвольно, а представляет собой пошаговую систему, преимущество которой состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку.
Основными уровнями помощи взрослого (родителей) для формирования навыков самообслуживания являются:
- Совместное действие взрослого, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий. Например, при обучении самостоятельно есть ложкой, взрослый своей рукой обхватывает руку ребенка и организует правильное движение. Постепенно физическая помощь уменьшается.
- Частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам). Взрослый помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле родителя. Например, ребенок сам доносит ложку до рта и опускает ее обратно в тарелку, после того как взрослый наполнил ее.
- Ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую словесную инструкцию взрослого.
- Ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень. Например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке.
- Ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.
- Никогда не пытайтесь сделать за ребенка все сами, не лишайте его самостоятельности при выполнении конкретного действия.
- Создавайте мотив и постоянно его подкрепляйте. Например, «Как только оденешься, пойдем на улицу пускать пузыри» или «Надевай сам куртку (брюки) и пойдем пускать пузыри».
- Ставьте перед ребенком задачу и терпеливо ждите ее выполнения, побуждая
при этом к действию словами и жестами.
4.Создавайте четкие пространственные и временные границы. Например, «В прихожей одеваемся, а покричать можешь в соседней комнате» или «15 минут играешь, а потом идешь одеваться».
5.Отрабатывайте навыки в другой ситуации, меняйте стереотип. Например, обучать есть ложкой вне дома: в гостях, в компании других детей и т.д. Это дает возможность ребенку наблюдать за тем, как едят другие дети, включается механизм подражания.
6.Ознакомьте всех членов семьи с тем, какой шаг отрабатывает ребенок сейчас, какой вид помощи ему необходим, какие действия ребенок уже может самостоятельно совершать.