Направление работы по исправлению недостатков нарушений речи у детей.Необходимо:
-пробуждать интерес к звукам окружающего мира и к звукам речи;
-учить дифференцировать речевые и не речевые звуки: тихие и громкие звуки;
-формировать умение определять направление и источник звука;локализовать звук в пространстве;соотносить количество звучаний с числом;
-учить дифференцировать звукоподражания;
-прививать навык локализовать и узнавать голос;
-формировать умение различать голоса различной громкости; ориентироваться на смысл сказанного;
-развивать речевую память; устойчивое внимание к звуковой оболочке слова.
Рекомендуем задания:
Для развития слухового внимания хорошо иметь различные музыкальные инструменты, колокольчики, звоночки, погремушки.
-Покажите их ребенку, продемонстрируйте, как они звучат, а потом предложите отвернуться и догадаться на каком инструменте вы играете.
-Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки»: что там шумит? Объясняйте:это шумит холодильник, стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.д.
-Говорите ребенку: «Слышишь, как идет дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т.д.»
-Сделайте вид, что вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать то же.
-Пойте короткие, ритмичные песенки и рекламируйте стихи.
-Приучайте ребенка слушать детские пластинки, кассеты.
Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.
-Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки.
-Рассказывайте ребенку о том, что вы видите.
-Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете.
-Детально проговаривайте с ребенком то, что с ним происходит или произойдет: «Мы сейчас оденемся», «как ты хорошо ешь кашу», «мы сейчас гулять пойдем» и т.д.
Такой комментарий позволяет удерживать внимание ребенка к происходящему.