В.А.Сухомлинский отмечал:»Если человека учат добру — учат умело, требовательно, в результате будет добро. Учат злу(очень редко, но бывает и так). в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком надо его сделать».
Таким образом, заботливое отношение к окружающим — ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста.
А гуманная направленность личности ребенка зависит от того, насколько отношения связывающие ребенка с окружающими, наполнены нравственным содержанием.
Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд; или ребенок хочет получить награду за свою помощь и заботу. (Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен).
Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь, взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. ( Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознаны и эмоционально насыщены, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим). Большое значение для формирования данного нравственного качества имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своем детстве, друзьях, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду, стремиться быть полезными для них. Если ребенок активно включен в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность проявлять заботу об окружающих.
Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей.
1.Первый этап — охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим.
2. Второй этап — проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. При этом учитывается умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других. Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям.
3.Третий — завершающий этап развития этого качества — проявление заботливости в отношениях в отношениях к близким людям (родителям, родственникам).
Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели:
1.Степень самостоятельности в проявлении заботы о других.
2.Активность ребенка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания.
3.Устойчивость проявления заботливости при некотором изменении обычных жизненных ситуаций.
Особенности проявления заботливости у детей во многом зависят от:
1.Условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье;
(Самая большая ошибка в семейном воспитании — физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи. Причина этого — нервозность родителей, вызываемая ранее допущенными ошибками в воспитании ребенка и стремление их исправить при помощи физического наказания; а так же разногласия между родителями; отсутствие постоянной линии воспитания; отсутствие единства требований со стороны взрослых. Все это создает в семье бесконтрольность. распущенность, напряженность — порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз. Можно выделить и другие причины, вызывающие применение физических наказаний, это: авторитарный склад семьи, отсутствие семейного коллективизма, индивидуальные привычки некоторых членов семьи — алкоголизм., несдержанность и др….).В такой семье каждый предоставлен сам себе, лишь живут вместе. Родители, применяющие наказания должны знать, что прежде всего ребенок должен осознать свою вину, переживать из -за нее. Если нет внутреннего переживания, сокрушения, то никакое наказание, тем более физическое не поможет. Кроме того, страх порождает ложь, лицемерие, коварность, трусость, малодушие.
2.Понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике.
Если отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребенок подражал их формам взаимоотношений. (Заслужив похвалу взрослого упорным, но посильным трудом, ребенок охотно будет возвращаться к этой трудной, но радостной работе. Одобрение родителей укрепляет его самолюбие, которое стимулирует труд. При повторении этого психического состояния может сформироваться такая черта, как заботливость.
3.Отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде.
(В одних семьях царит положительный эмоциональный климат. Он основан на глубоком понимании родителями целей и задач воспитания; вдумчивом отношении к вопросам нравственного воспитания; единстве требований, предъявляемых ребенку. Все это формирует у ребенка правильные представления о том, какого человека можно назвать заботливым. В таких семьях дети постепенно включаются в дела семьи, особенно трудовые, через постоянные поручения, обязанности, которые подбираются родителями.
В других семьях родители правильно понимают цели и задачи воспитания, но допускают некоторые ошибки, нарушая единство педагогических требований. Родителям не хватает терпения, выдержки, поэтому и условия для воспитания заботливости специально не создаются.
Встречаются семьи, в которых общая атмосфера определяется потребительскими запросами родителей, отсутствием интереса к вопросам нравственного воспитания. В подобных семьях отсутствует проявление заботливости между членами семьи. К трудовым делам в семье дети не привлекаются, поэтому у них отсутствуют необходимые в этом возрасте трудовые умения и навыки, а так же желание быть полезным другим.
Дети, недостаточно включенные в дела семьи, не имеют возможности проявить заботу, не осознают необходимости быть заботливыми. Они лучше оценивают поведение другого ребенка, чем собственное.
Отсюда следует:
Необходимо уделять много внимания развитию правильной самооценки.
Помните, первоначально для ребенка важен сам факт помощи родителям, а не ее мотив. Постепенно, дети начинают осознавать нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать. Выполняя задания, дети учатся и словесно выражать свои добрые чувства к членам
Проявления заботливого отношения к окружающим значительно углубляются и приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, является членом детского коллектива.
В детском коллективе интенсивно идет формирование таких нравственных качеств как: ответственность, организованность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость. Детям показывают примеры не только внешних проявлений вежливости, уважения к старшим, но и воспитывают у детей умение быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких, друзей. На эту особенность в воспитании детей указывал В.А.Сухомлинский, отмечая, что «…одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании: учить человека делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов…». (часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребенком усилий; порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребенок старался, но у него не хватило умения).
Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Беседы по содержанию произведений позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.
Таким образом, надо помнить, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно происходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.
«Правильное воспитание — эта наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе. это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».А.С.Макаренко.