В.Г.Белинский обращаясь к педагогам писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их
приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного,
пусть поэзия действует на них так же, как музыка». Стихи действуют на ребенка
силой и обаянием ритма, мелодики, детей привлекает к себе мир звуков.
В детстве практически все вынуждены учить наизусть стихотворения.
Такая практика – хорошая тренировка для мозга, ведь произвольное запоминание любого текста как нельзя лучше стимулирует память.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и
эстетического воспитания детей.
Дети с речевыми нарушениями отличаются:
— низким уровнем внимания
— трудностями припоминания
-сниженной вербальной памятью
— сниженной продуктивностью запоминания
-слабым развитием наглядно-образного мышления
-бедным пассивным и активным словарём.
Работая в группе с детьми с недоразвитием речи, воспитатели и родители сталкиваются со сложной проблемой заучивания стихов. Это связано со сложностью речевого нарушения, с крайне бедным словарным запасом детей, со сложностью восприятия ритма, звуковых чередований.
Использование мнемотаблиц для обучения заучиванию стихотворений
увлекает детей с нарушением речи превращает занятие в игру.
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников с ОВЗ.
Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и
запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ,
сохранившийся у ребенка с нарушением речи после прослушивания,
сопровождающегося просмотром рисунков-схем, позволяет значительно
быстрее запомнить текст.
Слова К.Д Ушинского подтверждают правильность выбранной методики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным его памяти словам –
он будет долго и направленно мучиться,
но свяжите 20 таких слов с картинками, он усвоит их налету».