Подготовил учитель-логопед Босанюк Т.А.
- Вы внимательно изучаете материал, который должен быть усвоен ребёнком. Если какое-то задание вам непонятно, Вы должны обратиться за разъяснением задания к воспитателю или логопеду группы.
- По предложенным вопросам Вы проводите беседу с ребёнком с целью выявления его запаса знаний.
- Если с каким-то видом задания ребёнок не справляется, необходимо отработать это упражнение. Совсем не обязательно за один вечер или день отрабатывать все задания. Это большая нагрузка для ребёнка. Распределите работу и не спеша занимайтесь с ребёнком. Учитывайте, что какие-то задания, наиболее трудные для ребёнка, нужно отработать не один раз.
- Необходимо помнить, что занятия с ребёнком нужно проводить в спокойной, доброжелательной атмосфере. Нежелательно начинать работать с фразы «Давай садиться заниматься». Эти слова могут вызвать негативную реакцию со стороны ребёнка, каприз, отказ от работы. Лучше сказать «Давай поиграем», «Давай поговорим», «Расскажи, что ты узнал нового в детском саду».
- Во время занятия с ребёнком необходимо помнить, что ребёнок должен находиться в ситуации успеха. Недопустимо словами унижать его, например: «Какой ты бестолковый, ничего не знаешь». Даже если ребёнку ну никак не даётся какое-то задание, можно сказать: «Какое трудное задание. Я тоже не могу понять. Давай попробуем вместе разобраться».
- Большинство заданий не требуют обязательного сидения за столом. Закреплять материал можно и в непринужденной игровой форме, в частности, в играх с мячом.
Игры с мячом широко используются в коррекционной практике. Они оказывают большое значение в развитии детей с нарушениями речи:
- Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
- Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
- Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
- Регулируют силу и точность движения.
- Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что
особенно важно для гипервозбудимых детей.
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
Представленные Вам сегодня игры с мячом удобны тем, что не требуют
сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат
и могут использоваться в семье в свободное время. В процессе игр с мячом можно развивать грамматический строй детей.
- Игра «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей именительного падежа существительных мн.ч.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в
единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Можно прокатывать мяч, сидя на ковре.
Примеры:
Будем называть фрукты (посуду, животных, птиц, игрушки, ….).
Я назову 1 предмет, а ты — много:
яблоко — яблоки
банан — бананы
апельсин — апельсины
лимон — лимоны
- Игра «Эрудит»
Цель: закрепление в речи детей родительного падежа существительных единственного числа.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос, а ребёнок должен быстро на него ответить и бросить мяч обратно.
Примерные вопросы:
— У кого большой хобот? – Хобот у слона.
— У кого пушистый хвост? – Пушистый хвост у лисы.
— У кого нос пятачком? – Нос пятачком у свиньи.
— У кого длинные уши? – Длинные уши у зайца.
— У кого есть копыта? – Копыта есть у лошади.
- Игра «Есть-нет?»
Цель: закрепление в речи детей родительного падежа существительных единственного числа.
Ход игры. Взрослый говорит, что у него есть, и бросает мяч ребёнку; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч.
Примеры:
— У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
— У меня есть стакан. — …
— У меня есть кубик. — …
— У меня есть мяч. — …
— У меня есть обруч. — …
— У меня есть кукла. – А у меня нет куклы.
— У меня есть кофта. — …
- Игра «Кого угостим?»
Цель: закрепление в речи детей винительного падежа существительных единственного числа.
Ход игры. Ребенок должен закончить начатое вами предложение, поймав мяч.
Примеры:
— Морковкой угостим… (кролика).
— Косточкой угостим… (собаку).
— Молоком угостим…(кошку).
— Сеном угостим… (корову).
— Пшеном угостим… (курицу).
— Овощами угостим… (свинью).
- Игра «Чем угостишь?»
Цель: закрепление в речи детей творительного падежа существительных единственного числа.
Ход игры. Ребёнку предлагается закончить предложения, ответив на вопрос «Чем угостишь?»
Примеры:
— Медвежонка угощу …..
— Кошку угощу ….
— Белку угощу….
— Лису угощу…
— Собаку угощу …..
— Зайца угощу..
- Игра «Один и два»
Цель: упражнение детей в согласовании существительных с числительными один и два.
Ход игры. Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово, ребёнок ловит мяч, произносит словосочетание из этого же существительного, но с числительными один и два и возвращает мяч. Для игры необходимо подбирать существительные мужского, женского и среднего родов.
Примеры:
Ложка. — Одна ложка, две ложки.
Кукла. — Одна кукла, две куклы.
Шапка. — Одна шапка, две шапки.
Стол. — Один стол. Два стола.
Чайник — Один чайник, два чайника.
Окно. — Одно окно, два окна.
Мыло. — Одно мыло, два мыла.
- Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных.
Ход игры. Взрослый бросает ребёнку мяч и предлагает ответить на вопросы.
Примеры:
— У папы есть сын. Чей это сын? (Папин.)
— У Маши есть сарафан. Чей это сарафан?
— У мамы есть шуба. Чья это шуба?
— У тёти есть туфли. Чьи это туфли?
— У Коли есть машинка. Чья это машинка?
— У бабушки есть очки. Чьи это очки?
— У дедушки есть кресло. Чьё это кресло?
— У дяди есть машина. Чья это машина?
- Игра «Где мяч?»
Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.
Ход игры.
Вариант 1. Ребёнок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковёр перед собой» и т.д.
Вариант 2. Ребёнок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, под столом, за диваном) или «Откуда я беру мяч?»(из ящика, со стола, из коробки, с пола).
Существует множество игр на закрепление грамматических категорий.
Описание этих игр можно найти в родительском уголке группы. Игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, превращая скучную, однообразную работу по развитию грамматического строя речи в увлекательное занятие.
Уважаемые родители!
Помните, что Ваше участие в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если Вы устранитесь от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса, что, в конечном итоге, скажется на результатах коррекционного обучения.