Подготовил учитель — логопед: Босанюк Т.А.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Поэтому так важна роль дыхания как “пускового механизма” в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.
При использовании сочетания дыхательных и физических упражнений возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении.
Цель: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность.
- “Султанчик” (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу). Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху. Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
- “Шарик” Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
- “Перышко” Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
- “Занавесочка” Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.
- “Бабочка лети” Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом: Бабочка летала, Над (Вовочкой) порхала. (Вова) не боится – Бабочка садится. Взрослый “сажает” бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.
- “Горячий чай” Задача: учить ребенка продолжительному ротовому выдоху. Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. (Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой и прикрепляется к чашке с помощью пружинки). Ребенок дует на “пар”. Если правильно дует, то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.
- Упражнение “Загони мяч в ворота” Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
- “Задуй свечу” Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.
- Игра на музыкальном инструменте “Дудочка” Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, стимулировать мышцы гортани. Проводится в форме обучения игре на дудочке с предварительным показом носового вдоха и активного ротового выдоха в медленном темпе.
- “Мыльные пузыри” Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох. Проводится с готовой игрушкой (не рекомендуется испытать самодельные мыльные пузыри). Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.
- “Капелька” Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох. Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги. Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька “бежит” и оставляет за собой след.