подготовил: Т.И. Кузькина, учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус».
Наш детский сад посещает 76 воспитанников в возрасте от 4 до 7 лет. К сожалению, все дети имеют те или иные нарушения речи. Уровень развития речи наших ребят на сегодня колеблется от наличия лишь отдельных звуков и звукоподражаний до простых фраз из 3-5 слов.
Сейчас наступила пора летних каникул. Ребятам, безусловно, необходимо отдохнуть, набраться сил перед новым учебным годом. В это время занятия со специалистами в их традиционном формате не проводятся, так как дети большую часть времени находятся на улице, а педагоги – в отпуске.
Но это не значит, что не нужно уделять внимания развитию и закреплению имеющихся речевых навыков. Поэтому педагоги, которые работают с ребятами летом, придерживаются рекомендаций специалистов с учетом специфики режима и возможностей детей группы.
Что в этом плане могут сделать родители?
Первое, родителям нужно понимать, на каком уровне развития речи находится их ребенок. Как это сделать? Можно проконсультироваться с учителем-логопедом ДОУ ( в июне\июле ежедневно с 8.00 – 9.00.ч) или с педагогом группы во время утреннего приема детей или вечером.
Родители могут и сами «протестировать» своего малыша, познакомившись с характеристикой уровней речевого развития.
I уровень речевого развития ( самый низкий).
«Полное или почти полное отсутствие словесных средств общения». Речь таких детей состоит из набора лепетных слов, звукоподражаний, отдельных звуков, фразой они не владеют. Понимают такие дети гораздо больше, чем говорят. Однако, чаще всего это понимание речи в пределах обихода, знакомой ситуации. Понимание грамматических категорий ( числа существительных, предложно-падежных конструкций, уменьшительно-ласкательных суффиксов) отсутствует. Способность повторять за взрослым слова разной слоговой структуры не сформирована.
На сегодня дети с данным уровнем речевого развития составляют примерно 40—50% от общего числа воспитанников нашего ДОУ.
II уровень речевого развития ( появление фразы).
Активный словарь существительных и глаголов возрастает, появляются предлоги, прилагательные, местоимения. Дети начинают пользоваться фразой, хотя и неправильно построенной. Понимание речи значительно улучшается. Произношение большинства звуков нарушено. Нарушено воспроизведение слоговой структуры слова: сокращение слов, перестановка и замена слогов, пропуск звуков.
Дети с данным уровнем речевого развития составляют примерно 30-40 % воспитанников ДОУ.
III уровень речевого развития (развитие связной речи).
Дети владеют фразовой речью. Но допускают еще значительное количество ошибок в изменении слов, соединении их в предложении, употребляют неверные окончания, заменяют или пропускают предлоги, не могут составить связный рассказ о событии, своих впечатлениях. Нарушено звукопроизношение сложных звуков, слоговой структуры сложных слов. Не достаточна внятность и четкость речи. Часто нарушен темп ( говорят слишком быстро).
Детей с данным уровнем развития речи в настоящий момент в нашем детском саду – самое меньшее количество, примерно 20 %.
Ниже предлагаются игры и различные активности в зависимости от уровня развития речи детей.
Детям с I (первым) уровнем подойдут следующие виды игр и формы взаимодействия (с учетом летнего периода):
Цель: расширение словаря звукоподражаний, коротких слов, действий по подражанию, понятий «большой — маленький».
Приемы: показ и рассматривание предмета, демонстрация и называние предмета, активные действия с ним, сравнение предметов по величине, голосу, создание воображаемых ситуаций, имитация, неречевое общение.
Готовим тазик с водой, игрушки, изображающие «говорящих» животных или людей.
Предлагаем ребенку искупать гостей. Показываем, демонстрируем предмет\ игрушку «смотри, кто пришел», показываем, как он говорит « кя-кря-кря» и как двигается. Предлагаем ребенку позвать его: « Кря-кря (утя), иди ( слово или жест) сюда ( слово или жест)». С удовольствием купаем утю, ныряем, подаем голос. Далее можно пригласить другую игрушку по той же схеме.
Если у вас две одинаковых игрушки разного размера, то вы можете отработать понятия «большой — маленький»: это утя – мама, она большая. Утя мама зовет дочку: КРЯ-КРЯ-КРЯ (громко), иди. А вот маленькая утя: кря-кря-кря (тихо). Как мама ее зовет? КРЯ (громко), как говорит маленькая утя? (кря – тихо). Далее купаются мама и дочка, крякают по-разному, догоняют друг друга и т.д.
Похожую игру можно организовать с песком, с мешочком. Тогда игрушки будут прятаться туда и весело находиться потом.
Помните, что это игра. Поэтому играйте сами с удовольствием, не требуйте от ребенка ответа «как на уроке», стимулируйте его подражать вам, хвалите за любую речевую активность, заканчивайте игру, когда ребенку еще интересно, не переутомляйте его.
Детям со II уровнем подбираем следующие варианты игр и активностей.
Цель: формирование фразы из 3-5 слов, расширение активного словаря, обучение первоначальному словоизменению.
Приемы: создание воображаемых ситуаций (имитация поведения животных, приготовление еды куклам, сбор урожая овощей и фруктов, поездка в гости и т.п), различение слов, близких по звучанию (кит-кот, мяч-меч, несут-везут, стоит-висит, купается-катается), различать существительные единственного и множественного числа (кукла -куклы, машина -машины, дом -дома), понимать значение предлогов в, у, на, с.
Зовете ребенка на кухню и предлагаете ему вместе с вами приготовить угощение для его игрушек (или членов семьи). Называете продукты ( например, это морковь, это огурец, это мясо, это каша, это суп). Спрашиваете, кого он хочет позвать в гости. Ребенок говорит: «Я зову (позову) кошку (кису)». Взрослый предлагает позвать\ привести гостя. КОГО ты ведешь? «Я веду кошкУ». Говорит ребенок. Далее взрослый спрашивает, кого еще он хочет позвать. И ребенок отвечает полным предложением: «Я (по)зову мишку». Несет. Взрослый переспрашивает, КОГО ты принёс \привёл, и ребёнок называет слово , четко произнося окончание: «Я принёс мишкУ».
Когда все гости «пришли», взрослый предлагает их угостить. Ребенок готовит еду ( можно воображаемую, но лучше натуральные продукты) и говорит, кому он это даст, например: « Я дам кашу мише. Миша, ешь кашу».
Когда гости поели, они говорят «спасибо» и уходят домой ( ребенок уносит их на место).
Вы можете сделать вид, что «забыли», кто что ел и спросить у ребенка: « У кого был суп?» и ребенок вспомнит и скажет: «Суп был У миши».
Примечание: в такую игру можно играть на улице, тогда вашими «продуктами» станут природные материалы. Это еще интереснее и полезнее. Помните, как в детстве вы играли в магазин.
Вот с этими же целями можно играть в МАГАЗИН. И тогда ребенок будет говорить: «Я хочу (купить) воду ( конфетЫ, шарикИ, машинЫ и т.п)».
Дети с III уровнем речевого развития активно осваивают связную речь, поэтому с ними можно поиграть в следующие игры.
Цель: развитие связной, грамматически правильно оформленной речи.
Приемы: согласование слов в предложении, изменение слов по родам, числам и падежам ( «Один-много», «Девочка пила, а мальчик …», « Я мечтаю о…»); расширение словарного запаса ( «Профессии», «Скажи наоборот: ночь-день..», «Что растет в…?»); установление последовательности событий («Что сначала, что потом»); подбор слов на заданный звук («Придумай слово») и др.
Вам понадобятся зеркальце и солнце. Вы предлагаете ребёнку угадать (найти, поймать ) «зайчика», которого вы будете пускать на окружающие предметы. При этом ребенок должен сказать, где был зайчик. Например, «зайчик был на потолке». Если ребенок правильно угадал и сказал, то вы меняетесь ролями. И теперь вы уже должны поймать (угадать), где его зайчик «гуляет, прячется, бегает, скользит, прыгает». Употреблять лучше разные глаголы в зависимости от движений «зайчика». Вы можете иногда «ошибаться» и тогда ребенку нужно заметить вашу «ошибку» и поправить вас.
В этой же игре вы можете отработать употребление сложных предложений и их последовательность. Например, вы говорите, что зайчик будет находиться в разных местах, а ребенок должен запомнить, где он был сначала, а куда прыгнул потом и сказать об этом: « Зайчик сначала был под шкафом, а потом спрятался в тазик».
Помните, то это игра, а не занятие. Поэтому, если вы видите, что ребенку сложно сформулировать какую-то фразу или употребить правильный предлог, помогите ему, назвав нужное слово или предложение, а он пусть повторит.
Понятно, что играть в эту несложную и интересную игру можно и дома и на улице.
Можно создать дополнительный мотив: объявить ребенку, что если он будет внимателен и везде найдет «зайчика», то получит от него приз ( например, маленькую конфетку, игрушку, наклейку, шарик, брызгалки и т.п.).
И снова напоминаю, что играть в любую игру надо до того момента, пока ребенку она интересна, т.е. следить за временем и степенью утомляемости малыша.
Все хорошо в меру.
Я показала вам игры для детей с разным уровнем речевого развития. Но это не значит, что вы не можете, например, с ребенком третьего уровня поиграть в игру для детей первого уровня, а с ребенком первого уровня вы можете смело пробовать играть в «Солнечного зайчика» или «Магазин». Но тогда малыш будет что-то обозначать только словом или звукоподражанием, а что-то просто показывать жестом. Вы же будете оречевлять его действия. Например, вы показываете «зайчика» на стене и спрашиваете неговорящего ( плохо говорящего) ребенка «где зайчик? Покажи (ребенок показывает). Лови!». Побуждаете его к ответному действию и подражанию вашим словам «Где? Лови!».
Лето – замечательная пора для оздоровления ребенка. Игры на свежем воздухе с использованием природных материалов ( вода, песок, веточки, камешки и пр.) – всегда интересны детям. Они служат источником не только удовольствия, но и новых знаний и навыков.
Используйте это время с максимальной пользой и радостью. А игра – всегда доставляет радость ребёнку, если он вовлечён.
Ещё больше игр вы найдёте на сайте «Родная тропинка», Летние игры для детей. http://rodnaya-tropinka.ru/letnie-igry-dlya-detej/
Играйте вместе.
Июнь 2021г.