Подготовил учитель-дефектолог: Горинова Е.Н.
Для того чтобы начать заниматься с ребенком, надо обязательно познакомиться с некоторыми правилами и следовать им неукоснительно. Эти правила касаются как непосредственного порядка в подготовке и проведении занятий, так и поведения взрослого в процессе совместной деятельности с ребенком. Ведь занятия с дошкольником — не школьные уроки, где ребенок учится по программе, которую предлагает ему взрослый. Дело в том, что у ребенка есть и своя программа развития и саморазвития. Эти две программы начинают взаимодействовать, в процессе чего и происходит развитие. Но каким, же должно быть взаимодействие взрослого с ребенком, чтобы достичь положительной динамики в развитии ребенка? Давайте познакомимся с основными правилами для родителей.
- Занятия должны быть привлекательными для вашего ребенка. Основной формой обучения являются специально организованные занятия, которые безусловно, должны быть интересными, увлекательными для ребенка, приносить ему радость и веру в свои силы. Сделайте ваши совместные занятия светлыми, желанными, радостными для вас и вашего ребенка! Проводите занятия в виде забавы, игры, которая создаст самую лучшую мотивацию для дальнейшего сотрудничества. Активно привлекайте к занятиям других членов семьи, особенно братьев, сестер. Это будет способствовать налаживанию особого взаимопонимания между детьми и взрослыми, коррекции коммуникативного поведения вашего ребенка.
- Обязательно оборудуйте место для игр-занятий. В комнате организуйте уголок для занятий, где будут стоять детский стол со стульчиком, стул для взрослого, шкафчик с игрушками и дидактическими материалами для занятий. Шкафчик должен быть закрыт. Во время занятий садитесь напротив ребенка, а не рядом. Это даст возможность общения, зрительного контакта, наблюдения за реакциями ребенка и т. д.
- Убирайте отвлекающие предметы из поля зрения ребенка. Материал, который вы будете использовать на занятии, надо расположить так, чтобы он не отвлекал ребенка. Например, положите его на стул или кресло рядом с собой, накрыв его салфеткой.
- Развивайте у ребенка интерес к занятиям. Игрушки и дидактические материалы, которые используются для занятий, нецелесообразно давать ребенку в повседневное пользование (иначе они утрачивают новизну и привлекательность). Если он будет иметь к ним свободный доступ, то игрушки надоедят, и интерес к ним может значительно снизиться и даже совсем исчезнуть.
- Не перегружайте ребенка. Заниматься все время за столом младшему дошкольнику очень утомительно. Его позвоночник не выдерживает такой нагрузки. Наступающее утомление выражается в двигательном беспокойстве или, наоборот, заторможенности. Ребенок начинает сползать со стульчика, теряет работоспособность. При таком состоянии ребенка ни в коем случае не следует обвинять его в лености, невнимательности, торопливости или, напротив, медлительности. Обязательно задумайтесь и проанализируйте, почему это происходит. Возможно, вами не были учтены какие-то обстоятельства, пагубно повлиявшие на поведение малыша. Данное вами задание могло оказаться непосильным, находящимся вне зоны ближайшего развития ребенка. Может быть, вы не дали ему времени подумать, как выполнить задание, были нетерпеливы или раздражены и т. д. Таким образом, почаще задавайте себе вопрос: «Правильно ли я сам (сама) все делаю?»
- Обеспечьте разнообразие видов деятельности на занятии. Оно непременно должно быть увлекательным и длиться не более 15 минут. И если это время не будет насыщено интересным материалом, то занятие превратится для ребенка в наказание. Нельзя все время заниматься одним видом работы, например обучением конструированию. Запланируйте для занятия 3—4 вида работы, к примеру, упражнения по развитию восприятия, моторно-двигательному развитию, развитию речи, конструированию. Задания, которые выполняются за столом, должны чередоваться с двигательными упражнениями-играми. Какие-то задания будут ребенку знакомы, и он справится с ними легко, например с простейшими упражнениями по развитию восприятия. Введение заданий, с которыми ребенок заведомо справится, очень важно. Ведь ребенку нужно утверждаться, нужен успех, достижения. Следующие задания могут быть сложнее.
- Избегайте гиподинамии в процессе занятий. Планируя занятия, полезно отбирать такие виды деятельности, которые предполагают их проведение как за столом, так и на ковре. Сидячие виды работ чередуйте с подвижными. Возможны разные варианты. Здесь нет жестких рекомендаций — родители лучше знают и чувствуют своих детей.
- Запаситесь терпением. Не торопите время, не старайтесь во что бы то ни стало получить положительный результат на одном занятии. Возможно, вы и не достигнете поставленной цели сразу. Не огорчайтесь. Ошибки, допущенные ребенком при выполнении, замедленный темп выполнения заданий не должны вызывать у взрослых раздражения, нетерпения, а тем более отрицательного отношения. Принимайте любой результат, поощряйте и поддерживайте стремление ребенка достичь результата, однако и не допускайте излишнего захваливания ребенка. Во всех случаях итог занятия должен быть мажорным. «Понравилось тебе играть?» — спрашивает взрослый. Ребенок отвечает утвердительно. «Будем еще завтра играть?» — и опять: «Да!» Это замечательно. Он будет с нетерпением ожидать, когда откроется заветный шкаф с интересными игрушками.
- Взаимодействие с ребенком стройте на положительной эмоциональной основе с учетом ведущих потребностей ребенка-дошкольника.
- Развивайте у ребенка самостоятельность. Во время выполнения задания не торопите ребенка, не подсказывайте, не кивайте головой при каждом его действии, предоставьте ему возможность справиться с заданием самостоятельно даже в том случае, если в процессе выполнения он действует неправильно, допускает ошибки. Дайте ему возможность довести дело до конца, а уже потом при необходимости оказывайте помощь.
- Сопровождайте свою речь действиями. Нецелесообразно давать задание маленькому ребенку только в словесной форме. Если ребенок не выполняет задание вслед за взрослым, по показу, действуйте с ним вместе, взяв его руки в свои.
- Будьте внимательны к состоянию здоровья, самочувствию ребенка, учитывайте степень его утомления, никогда не принуждайте ребенка заниматься, если он не выспался, хнычет, устал, раздражен. У ребенка следует пробудить потребность, желание заниматься. Поэтому ни в коем случае нельзя делать занятия длительными и утомительными. Если ребенок нездоров или устал — заниматься нельзя. В случае, если ребенок непривычно вялый, невнимательный, прекратите занятие. Если же время занятия закончилось, а ребенок сам выражает желание заниматься еще, предложите ему выбрать ту игру, которую он захочет. Главное, будьте терпеливы и не принуждайте ребенка.
- Заинтересовывайте ребенка своим примером. Действуйте вместе или рядом с ребенком, показывайте примеры заинтересованного рисования, лепки разных фигурок, строительства из кубиков, выполнения совместных аппликаций (задание выполняется каждым в отдельности или совместно). Помните, что ребенок в это время очень склонен к подражанию. Он подражает не только внешнему поведению, но также речевому и эмоциональному.
- Не превращайте занятия с ребенком в школьные уроки. Помните, что перед вами маленький ребенок. Старайтесь сотрудничать, развивать его, а не формировать у него определенное количество знаний, умений и навыков.
- К занятию надо готовиться заранее. Тщательно подбирайте необходимые игрушки, картинки, книжки для рассматривания, бумагу, карандаши или краски и прочие материалы. Их надо разместить перед занятием таким образом, чтобы взрослому было удобно их брать и класть на место. Для того чтобы ребенок не отвлекался, подготовленные игрушки и материалы накрывают салфеткой. В процессе занятия не следует терять драгоценное работоспособное время на то, чтобы достать из шкафа нужные предметы. Это только отвлекает ребенка. Помните, что он подражает вашему поведению. Если организация занятия продумана вами, то становится организованным и ребенок.
- После занятия убирайте игрушки на место. Важным моментом вашего взаимодействия с ребенком является финал, заключительный этап занятия. После использования материалов приведите их в порядок, уложите их в коробки и пр. Все это нужно сделать вместе с ребенком. Естественно, он будет выполнять доступные действия, например, может поставить на место сюжетные игрушки, положить коробки на место и пр. Напомним, что его участие должно быть добровольным, без давления, быть частью эмоционально-делового сотрудничества со взрослыми.
- Учите ребенка сотрудничать. Сотрудничество является необходимым условием успешной помощи ребенку. Что же такое сотрудничество? Это, прежде всего, работа «в одном смысловом поле», совместное решение общей задачи, распределение действий (я сделал, теперь ты) с соблюдением правила очередности. В сотрудничестве очень важны позиции каждого партнера. Если взрослый постоянно занимает позицию «над», то тем самым всегда ставит ребенка в положение «под», даже не «на равных». Это создает для ребенка психологически тягостную, морально тяжелую ситуацию. Особенно в случаях, когда взрослый строг и нетерпелив. Для развития личности ребенка очень полезно меняться ролями. Сотрудничество заключается еще в общей радости, демонстрации другим членам семьи общих достижений («Посмотрите, что МЫ построили… нарисовали…»), уважении к ребенку и поддержке, взаимном доверии и открытости.
Серия «Дошкольник. Коррекция»
Гаврилушкина Ольга Петровна, кандидат педагогических наук,
профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии
факультета психологии образования МГППУ,
зав. лабораторией «Психология аномального развития»
Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ.