Материал для консультации подготовил
педагог-психолог Н.Л.Корчагина
Готовим ребенка к обучению в школе.
Как подготовить леворукого ребенка к школе?
На вопрос о том, когда начинать обучение ребенка, единственно верный ответ — «с момента рождения». Возникают и другие вопросы: чему и как учить ребенка? Хотелось бы напомнить тезис известного русского психолога Л.С. Выготского: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться».
Мы должны уметь определять «низкий порог обучения», тот уровень функционального и психического развития, без которого обучение невозможно, так как «обучать ребенка тому, чему он не способен обучаться, так же бессмысленно, как обучать его тому, что он умеет самостоятельно делать». Еще раз напомним: все дети — разные, каждый имеет свои индивидуальные особенности развития, а значит, подготовку к школе нужно вести с учетом этих особенностей. Почему мы считаем необходимым обратить особое внимание на подготовку к школе леворукого ребенка?
Режим работы должен быть щадящим. Заниматься такой ребенок может по 10-15 минут, затем перерыв и еще 10-15 минут. Каждое занятие должно быть тщательно спланировано. Не стоит настраивать ребенка только на успехи в школе, так как проблем, по-видимому, избежать не удастся, и они могут стать большим разочарованием для ребенка. Неудачи могут сломать его, вызвать отрицательное отношение к учебе. Все это не только нарушит процесс адаптации ребенка в школе, но и приведет к срыву — школьному неврозу.
Подготовка к школе может проводиться в разных формах. Это могут быть и мини-уроки (специально организованные 10-15-минутные занятия), и различного рода игры (в том числе компьютерные), и любые другие варианты повседневного общения ребенка со взрослыми.
Для формирования специальных знаний и умений у детей лучше организовать миниуроки. Развитие коммуникативных умений наиболее эффективно проходит и совершенствуется в сюжетно-ролевых играх, с определенными правилами («можно — нельзя», «хорошо-плохо») и т. п.
Игры по правилам не только помогают сформировать определенные коммуникативные навыки, но и развивают умения планировать свою деятельность, координировать ее с действиями других детей, способствуют осознанию себя среди сверстников, формируют определенное отношение к себе, своим действиям и поступкам.
Однако решающее значение в формировании самооценки ребенка имеет оценка взрослых. От ее адекватности очень многое зависит. Представим себе, что в процессе подготовки к школе ребенку постоянно дают понять, что он неудачник, «неумеха». Рано или поздно он действительно станет таким. Важно помнить, что в 6-7 лет ребенок еще только учится различать свое эмоциональное состояние, начинает прислушиваться к себе, к своим ощущениям, учится адекватно оценивать себя. Поэтому нужно, чтобы оценка, которую сам ребенок приобретает в опыте своей деятельности, общения, не расходилась с оценкой взрослых, как часто бывает в семьях, где неадекватно относятся к леворукости.
Вообще, оцениваться должен не ребенок как «плохой» или «хороший», а его поступок, результат его работы и т. п. Например, слова «ты плохой, неряха» тактически неверны, лучше сказать «ты ведешь себя плохо», еще лучше — «ты очень огорчил меня тем, что…».
Мы, взрослые, совершаем грубейшую ошибку, укоряя ребенка за его неудачи. А порой готовы поставить на нем крест: «ты никогда не поумнеешь!..» Корим не просто: «ты не постарался», а «ты глупый», «ты ленивый», «ты неспособный»… В то же время, дети этого возраста не столь уж и беззащитны: они достаточно хорошо оценивают предполагаемую реакцию взрослых и ведут себя с ними по-разному: с кем осторожно, почтительно, а с кем — запанибрата… Но проблема состоит в том, что сами взрослые непоследовательны в своих требованиях к ребенку. Ребенок должен знать, чего от него ждут. Ему, как правило, очень нравится быть хорошим, получать подкрепление собственной самооценки. К сожалению, запутанность и противоречивость требований взрослых часто порождают очень низкую самооценку даже в тех случаях, когда причин для этого нет.
Из уст леворукого ребенка нередко слышишь «я неловкий, неуклюжий», «у меня все плохо получается» и даже «у меня все друзья нормальные, один я — левша». Постоянная неудовлетворенность собой, неверие в свои силы, в возможный успех очень быстро приводят к апатии, нежеланию стараться. А неадекватность взрослых усугубляет ситуацию.
Необходимо, чтобы в ходе любых занятий ребенок чувствовал успех, испытывал удовлетворение от правильно выполненного задания. Не все родители готовы работать с ребенком, не у всех получается быть доброжелательными, спокойными, выдержанными. И все же никто, кроме родителей, лучше не знает своего ребенка. Именно они могут и должны найти самый эффективный подход к нему.
Дети не прощают безразличия и нетерпения, холодности и грубости; так же невыносимы для них тотальный контроль, жестокость, бескомпромиссность. Работать с ребенком, учить его гораздо сложнее, чем просто играть и исполнять роль всезнающего, всегда правого старшего. Нужно научиться не сердиться на малыша за непонимание и неумение. Почти все мамы и папы работают, свободного времени нет совсем. Как же быть?
Нужны ли дополнительные занятия и специально отведенное время? Иногда дополнительные занятия действительно необходимы, но основной процесс обучения должен происходить ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему?», «отчего?», «зачем?», не лениться разъяснить, показать, обратить внимание малыша. Занятия должны быть короткими — по 10-15 минут, поскольку способность ребенка удерживать внимание ограниченна, и регулярными (например, через день), так как только регулярные занятия обеспечивают непрерывность обучения. Их следует начинать и заканчивать заданиями, которые ребенок точно выполнит. Не спешите переходить к следующему заданию, если предыдущее не сделано. Знания детей не должны ограничиваться только тем, что их окружает. Представление об экзотических растениях, животных и о многом другом можно дать, показывая картинки в книгах. Это научит ребенка анализировать, выделять сходства и различия, даст основные навыки классификации предметов и явлений. Если процесс классификации затруднен, нужно уделить этому особое внимание.
Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды, домашние, дикие животные и т п ) и поиграть «кто быстрее выберет фрукты» или «кто найдет больше диких зверей». Впрочем, варианты игры могут быть различными, пофантазируйте — обязательно найдете то, что интереснее вашему ребенку. Ребенок стремится понять, как устроены окружающие его предметы, поэтому не ругайте его, если в порыве любознательности он разберет до винтика часы; не запрещайте дочери раскатать тесто, слепить пирожок или помочь вам во время стирки. Знакомство со строением, свойствами новых предметов — это та экспериментальная деятельность, без которой невозможно познать мир.
Вы вернулись с прогулки из леса. Попросите ребенка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик, опенок, мухомор. Спросите, что между ними общего, в чем отличие, какие грибы съедобные, какие нет. Расскажите, как заготавливают грибы на зиму (сушат, маринуют); как делают запасы животные, например белка. Это только пример. Но важен принцип. Так вы сможете развить в ребенке наблюдательность и творческое воображение. Дошкольник способен не только обобщать, классифицировать, делать выводы, но и понимать такие сложные категории, как пространство и время. Ребенок очень любопытен, и ему интересно не только то, что происходит вокруг, но и причины происходящего. Родители не всегда знают, как ответить на тот или иной вопрос. Лучше честно сказать, что вы не очень хорошо знаете, как ответить, но обязательно узнаете и потом расскажете. Кстати, вы можете искать ответ на неясные вопросы вместе: в энциклопедиях, книгах.
Кроме системы знаний об окружающем мире, природе, обществе у ребенка перед школой должен быть определенный запас так называемых специальных представлений, которые помогут ему усвоить школьный материал. Например, дети должны уметь различать пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т. п.), должны знать и уметь отличать основные геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Они должны уметь различать величину предметов, знать понятия: больше, меньше, часть, целое. Особенно сложными могут оказаться зрительно-пространственные представления и зрительно-моторные координации именно для леворуких детей. Можно учить этому ненавязчиво, в обыденной жизни.
Понятия достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача посложнее: «Играем вдвоем — ты бросаешь мяч правой рукой ко мне к правой руке (левой руке)». Ребенок может все это выполнить, при этом важно зафиксировать его внимание на пространственных категориях. Не нервничайте, если ребенок путает понятия (для левши это характерно), терпеливо объясняйте, повторяйте игру. Если вы видите, что успеха нет, нужно позаниматься дополнительно.
Еще сложнее бывает сформировать представления о пространственном расположении фигур (деталей) на плоскости. Для этой цели можно использовать пуговицы разного цвета и размера, геометрические фигуры или карточки, детали конструктора «Лего», кубики. Пространственное восприятие и зрительная память — необходимые компоненты подготовки к письму и чтению. Чтобы правильно планировать занятия и распределять нагрузку, вы должны знать особенности детского восприятия: в 5-6 лет дети умеют планировать свою деятельность, могут сосредоточенно, не отвлекаясь, работать 10-15 минут. Способны одновременно выделять, сравнивать, классифицировать, могут проводить попарное сличение. Детям доступны точные и координированные движения, они могут шнуровать ботинки, завязывать шнурки на бантик, застегивать мелкие пуговицы. Они хорошо рисуют, правильно и точно (соблюдая размеры, пропорции, соотношение штрихов) копируют геометрические фигуры и их сочетания, хорошо различают наклонные, вертикальные и горизонтальные линии. Словарный запас в этом возрасте — приблизительно 2000 слов.
Родителям непослушных детей нужно проявить терпение и упорство (но без жесткости, недоброжелательности, оскорблений), чтобы занятия были успешными. В то же время не стоит требовать исполнения того, что вызывает активный протест, слезы, напряженность. Волнение, страх, досада, которые ребенок испытывает во время занятий, могут надолго отбить желание вообще чем-либо заниматься вместе со взрослыми. И еще — старайтесь избегать наказания в процессе обучения. Любое наказание не помогает обучению, а создает новые проблемы.