Подготовил: Т.И. Кузькина, учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус» г. Волгодонска
«Я рассчитывала, что логопед будет учить его говорить, а она с ним машинки катает и по полу ползает».
Родители неговорящих детей часто не понимают ценности игры, и какой результат она может дать в коррекции ребёнка с особенностями развития.
Зачем ходить на специальные занятия с логопедом, если с твоим ребёнком кто-то будет ПРОСТО ИГРАТЬ?
⠀
Давайте разбираться.
⠀
Почему ребёнку с РАС сложно осваивать навыки, в том числе и речевые, и адаптироваться к миру?
Потому что он социально “слеп”.
⠀
Он не понимает, что у вас есть чувства, мысли и желания.
Он не понимает, что с вами можно взаимодействовать, что-то попросить, согласиться, отказать.
Для него — вы и шкаф — одно и то же на уровне восприятия.
⠀
Вы можете научить его выполнять инструкции, но он не будет хотеть с вами общаться.
Вы можете научить ребёнка с РАС говорить, но он не будет участвовать в диалоге.
Вы можете научить его считать, но он не сможет купить хлеб в магазине.
Я не просто ползаю с ребёнком, кружу его, ловлю, щекочу и, позже, катаю с ним машинку. Я делаю так, чтобы ребёнок понял, что играть с партнёром — интересно, чтобы он захотел общаться с другими людьми, смотрел им в лицо, ждал их одобрения, знал, что значат их эмоции, и как на них реагировать и многое другое.
Какие результаты помогает получить игротерапия на первых этапах применения?
Ребёнок начинает смотреть в глаза;
Позволяет прикасаться к себе;
Появляется имитация;
Ребёнок следит за вами, ему интересно, что вы делаете;
Ребёнок сам инициирует игру и начинает привлекать для этого других взрослых/ домочадцев (маму, папу, братьев, сестёр);
Ребёнок учится ждать, учится соблюдению правил и понимает “роли”: ты, я.
⠀
Игра помогает ребёнку легче обучиться новым навыкам и начать применять их в реальной жизни, формирует определённые паттерны (схемы) поведения, игра помогает сформировать ребёнку образ своего “Я”.
В своей практике работы с детьми с аутизмом и аутистическими чертами поведения я всегда прохожу этап сенсомоторных игр.
Неважно, на каком речевом и поведенческом уровне находится ребёнок, этот этап миновать нельзя.
Что это за игры?
Это игры без игрушек и практически без предметов.
Если объяснять просто, то это игры, в которые играет мама с любым ребёнком очень раннего возраста, до 1 года и чуть больше.
Вот примерный список таких игр:
*»Коза рогатая»
* «Догоню-догоню», «Поймаю-поймаю»
*»Пчёлка «БЗЗЗЗ» (щекочем ребёнка)
*»Бип – бип — бип» (нажимаем на нос)
*»Ку-ку» (прятки)
* «Зёрнышко» (заворачиваем и разворачиваем ребёнка в одеяло)
* «По кочкам, по кочкам»
* » Покружу» (за руки кружим), «покачаю» (вдвоём за руки и за ноги раскачиваем).
* «Покатаю» (на покрывале тянем ребёнка по полу).
Приведу пример из практики. Алёша, 6 лет ( имя изменено) практически никак не участвовал в подгрупповом занятии, старался убежать, кричал, в контакт с педагогом не вступал.
Его «живую» эмоцию (заливистый смех, ожидание, внимание на взрослого) я получила на игре » Пчёлка БЗЗЗЗЗ».
А, например, Данил 7 лет, уже говорящий ребёнок, никак не применял свои умения для коммуникации. Игра » Татьяна Ивановна, лови!» (догонялки) стала ключом к дальнейшей продуктивной коммуникации.
И когда ребёнок «видит» и «слышит» педагога, умеет подражать ему, играет с ним, можно переходить к использованию игрушек и вызыванию речевых реакций.