Консультацию подготовила: Т.И. Кузькина, учитель-логопед высшей квалификационной категории по материалам Speech and Language Kids.
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с расстройством аутистического спектра (РАС) по обучению устным инструкциям.
У вашего ребёнка задержка речи, и ему сложно следовать вашим инструкциям? Это приводит к проблемам в выполнении самых простых домашних поручений и может закончиться бурной истерикой. Выполнение следующих рекомендаций может помочь вашему ребёнку научиться самостоятельно выполнять ваши просьбы дома и на улице.
- Составьте список основных заданий, которые вы обычно даёте ребёнку в течение дня.
На протяжении всего дня или недели записывайте все основные задания, которые вы обычно просите ребёнка сделать в течение дня. Делайте заметки в телефоне или в блокноте, который всегда должен быть у вас под рукой. Попробуйте сформулировать любую инструкцию в нескольких словах, количество слов должно быть минимальным, насколько это возможно.
Например, если вы просите своего ребёнка: «Сашенька, не мог бы ты принести свои ботинки, пожалуйста?», то в этом случае вы должны записать: «Принеси ботинки». Это будет той устной инструкцией, которую вы попросите выполнить своего ребёнка при обучении его этому действию.
Вы можете использовать в заданиях следующие формулировки: «иди сюда», «остановись», «снимай обувь», «иди», «гулять», «вставай», «садись», «возьми меня за руку» и т.д. Если вам сложно определиться с тем, какие обращения включить в список, мысленно представьте себе распорядок дня ребёнка, и проследите, какие действия требуют вашего непосредственного участия и помощи.
- Сделайте карточки (фотографии или рисунки), иллюстрирующие ваши задания.
Выберите 15-20 самых распространённых просьб, используемых в течение дня при общении с ребёнком (со временем число карточек можно будет увеличить).
При создании карточек важно помнить, что они направлены на то, чтобы посылать визуальный сигнал ребёнку на выполнение определённого действия. Изготовление карточек может быть выполнено несколькими способами:
— сфотографировать вашего ребёнка во время выполнения задания и указать название задания на самой фотографии;
— воспользоваться поиском картинок или фотографий в интернете, на которых выполняется необходимое действие и также, соответственно, подписать их;
— наконец, вы всегда можете просто нарисовать человечков, выполняющих каждое действие, но успех этого способа зависит от ваших художественных талантов и способности вашего ребёнка понимать ваши рисунки, так что, возможно, наилучший вариант — это все-таки фотографии.
Как только вы распечатали карточки, вырежьте их так, чтобы каждой карточке соответствовала только одна инструкция.
- Следование инструкциям: обучение самим инструкциям.
Теперь необходимо будет ознакомить ребёнка с карточками и объяснить, что они означают. Вы можете сделать это, воспользовавшись игрой «Дядя сказал…». По правилам игры участники (члены семьи и т.п.) выбирают ведущего, он будет «Дядя», а все остальные должны выполнить задание, которое попросит их выполнить Дядя. Перед каждым заданием ведущий должен сказать «Дядя сказал…» и далее участникам показывается карточка и сообщается задание, которое они должны выполнить. Через какое-то время вы меняетесь местами, и кто-то ещё становится ведущим. Строго говоря, вам нет необходимости вообще привлекать «Дядю», просто скажите ребёнку, что это такая игра, и он, скорее всего, будет рад.
Каждый раз, когда вы будете предлагать новое задание, показывайте ребёнку карточку с изображением данного задания. Поначалу ребёнку может потребоваться ваша помощь в выполнении задания, и только потом он сможет сделать это самостоятельно. После того, как ребёнок выполнит инструкцию, с вашей помощью или без неё, начинайте хлопать в ладоши, хвалить ребёнка и бурно радоваться за него. Это поможет ребёнку почувствовать, что он все делает правильно! Вы можете начать всего с пары инструкций и работать над ними, пока ребёнок полностью не освоит их выполнение, а потом добавить больше инструкций.
*** Адаптированный вариант для детей с аутизмом.
Многие дети с аутизмом не понимают самой концепции «игры», и что в ней такого весёлого. Для таких детей вам нужно будет найти что-то, что они очень сильно любят, и ради чего они готовы работать. Например, если ребёнку очень нравятся светящиеся игрушки, то спрячьте такую игрушку до этого упражнения, и каждый раз, когда ребёнок следует вашей инструкции (даже если вы помогаете ему в этом), давайте ему игрушку в качестве поощрения. Если вашего ребёнка сложно мотивировать предметом, то вы можете давать ему маленькие порции любимого лакомства или напитка после выполнения каждой инструкции.
- Работа над выполнением инструкций в повседневных ситуациях.
После того как ребёнок сможет выполнять все ваши задания во время игры с вами, то вы можете начать использовать эти же инструкции в повседневных ситуациях. Перед тем, как попросить ребёнка что-то сделать, покажите ему карточку с соответствующей инструкцией. Назовите её. После этого помогите ребёнку с выполнением задания и обязательно похвалите, как делали это во время игры. Детям с аутизмом или любым детям, у которых возникают проблемы с выполнением задания, могут понадобиться небольшие поощрения за выполнение каждой инструкции до тех пор, пока ребёнок не станет успешен. Маленькие шоколадные драже могут идеально подходить для этой задачи, потому что они достаточно маленькие и не перебьют ребёнку аппетит. Также можно использовать кусочки фруктов, орехов, цукатов, т.е. то, что можно и нравится вашему ребёнку.
Карточки с инструкциями лучше всего все время держать при себе, для этого можно использовать сумку на пояс. Удобно держать набор карточек-инструкций на кольце для ключей, которое пристёгнуто к поясу. Это одно из тех колец для ключей, которые прикреплены к меняющей длину цепочке, так можно протянуть нужную карточку в любой момент. Продолжайте использовать карточки в течение дня до тех пор, пока ребёнок не обучится самостоятельно выполнять ваши просьбы без них. Это может занять какое-то время, будьте терпеливы и все получится!
- Уменьшение визуальных подсказок во время выполнения инструкций.
Как только ребёнок научится самостоятельно выполнять задания по карточкам, можно переходить от визуальной передачи информации к вербальной, и постепенно выводить карточки из процесса обучения. Вам необходимо будет попросить вашего ребёнка что-либо сделать и проследить за его реакцией на вашу просьбу. Вы можете дать ребёнку подсказку своими жестами или позой или указать на предмет, с которым необходимо сделать действие. Если ребёнок не сможет самостоятельно справиться с заданием, произнесите задание ещё раз и покажите соответствующую карточку. Варьируйте поощрение за выполнение инструкций, если ребёнок выполнил задание с меньшим или большим объёмом.
Не забывайте про систему поощрений, чем меньше ребёнок будет использовать ваших подсказок в процессе обучения, тем больше вы должны его хвалить и поощрять. При длительном выполнении упражнений такого рода, ребёнок научится выполнять ваши просьбы максимально самостоятельно.
- Обучение ребёнка выполнению заданий, состоящих из нескольких шагов.
Как только ваш ребёнок научится выполнять несложные действия самостоятельно, с помощью этой же методики вы сможете научить его выполнять более сложные задания.
Для этого в описании задания вам нужно будет использовать несколько карточек (шаг 1, шаг 2 и пр.), а затем, после закрепления визуального восприятия карточек, постепенно заменить их вербальными (речевыми) просьбами без применения картинок.
При регулярном использовании данной методики ваш ребёнок обязательно порадует вас хорошими результатами. Во время занятий постарайтесь быть в хорошем настроении и весёлом расположении духа, предоставляйте ребёнку тонны похвалы и поддержки, и все получится!