Подготовил: Татьяна Ивановна Кузькина, учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус».
Система Альтернативной и дополнительной коммуникации(АДК) известна и применяется во всем мире уже не один десяток лет.
Но, вот в России, о ней пока мало знают, мало говорят и не достаточно используют.
В чем причина?
Почему родители, а иногда и некоторые специалисты не хотят или боятся использовать её для коммуникации неговорящих или плохо говорящих детей?
Главный «аргумент» — если ребенок будет пользоваться карточками для общения, то он никогда вообще не заговорит.
Как показывает опыт переубедить или снять такой страх можно только обратными примерами.
Поэтому я приведу вам несколько историй из моей практики, когда именно АДК позволило вывести ребёнка из зоны «молчания».
Мальчик, 6,5 лет. РАС (расстройство аутистического спектра).
Речи нет. Нет подражания. Нет жестов. Нет инициативы. Есть непроизвольные вокализации, много стеретипий, крайне низкий уровень понимания речи. Из средств коммуникации — плач, закрывание ушей, крик.
Что мы сделали?
Сначала начали играть в то, что ему больше всего нравилось. Это были самые простые тактильные игры: «муха», «попрыгушки», «черепаха», «кати».
Ребёнок был счастлив, он смеялся, желал продолжения.
И тут мы ввели первый коммуникативный жест, а потом и символ «ещё».
С его помощью он мог осознанно просить продолжения игры.
Затем мы ввели символы его любимых игр, и он уже смог делать осознанный выбор.
Изменились его эмоции, взгляд.
Мы услышали новые звуки и даже слова.
Появился важный коммуникативный жест «мне».
Мальчик стал подражать педагогу. А это тот самый навык, на основе которого формируется речь.
Родители очень не быстро и совсем не легко пришли к пониманию необходимости использовать систему символов для общения ребёнка.
Но результаты использования игры и АДК для развития навыков общения убедили семью двигаться в этом направлении.
Герой второй истории также мальчик. Ему тоже 6 лет, РАС. У него также в начале года не было речи.
Когда ему в руки попали символы глаголов, то он стал активно моделировать с их помощью все свои действия.
Так, например, он брал символ «умывается», шёл с ним в ванную комнату, открывал кран, говорил «умываться» и делал это.
Так он освоил практически все бытовые глаголы. И тут особенно ценно, что именно глаголы служат основой фразы.
Очень быстро у него пошло развитие фразовой речи, которой он активно пользовался при поддержке родителей.
Эти навыки родители закрепляли и вне дома.
Так мальчик составлял дома при помощи коммуникативной доски «надо купить» список покупок, а потом шёл с мамой в магазин, где продукты по списку находил сам и в другой карте «что купили?» с помощью символов отмечал результат. Ребёнок стал очень хорошо ориентироваться в визуальном расписании в группе, научился быстро читать(все символы подписаны словом).
При этом он пользуется разговорной речью и символы ему очень помогают правильно строить фразы. Это как бы своеобразный внешний план высказывания.
Мы же тоже сначала «строим» мысль в голове, а потом говорим.
Ребенку с особенностями общения с такой внешней опорой легче понять, что говорить.
Кстати, родители этого мальчика также переживали, что карточки будут тормозить его активную речь.
Но, вместе мы смогли показать обратное.
Верьте в своих детей.
Все дети хотят общения.
Мы можем дать им одно из самых эффективных средств для этого- АДК.
Больше узнать о практике общения, системе АДК вы можете узнать на сайте «Свобода общения» https://caritas.education/parents/main
и в сообществе «Социальная школа Каритас».
#ЦентрАДК
#СШК
https://vk.com/caritas_school
Вместе мы можем больше.