Т.И. Кузькина, учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус».
Вопрос развития речи у детей с РАС зачастую стоит очень остро. Ждать, что рано или поздно ребёнок заговорит сам, в данном случае — не решение, поскольку аутичным детям сначала нужно объяснить, как работает общение.
Трудности в коммуникации у аутичных людей бывают разные: физические, когда они не могут использовать речь и интеллектуальные, когда не понимают сам механизм речи и значения слов.
Найти подход к каждому человеку с аутизмом поможет альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК).
Если ребёнок не говорит, она выступает единственным «посредником» между ребёнком, родителями и специалистами.
Альтернативная коммуникация — это альтернатива речи (полная замена); дополнительная коммуникация — это вспомогательные «инструменты» речи, помогающие вербальной (речевой) коммуникации.
Бывает такое, что у ребёнка недостаточно развит словарный запас, например, он говорит только существительные, а полностью фразу не может. Символы помогают ему выстраивать структуру предложения и таким образом «говорить».
АДК обычно делят на две категории: без использования технических средств и с их использованием. Выбор средств АДК всегда индивидуален и зависит от возможностей конкретного человека.
Так, в нашем детском саду мы используем низко технологичные средства коммуникации. Это всё, что работает «без батареек»: жесты, рисунки, символы, пиктограммы, визуальное расписание.
Надо понимать, что ни одно средство коммуникации не превосходит другое. Всё индивидуально. АДК — это всегда индивидуальный подбор инструментов общения.
Однако, есть специфические особенности, которые необходимо учитывать при выборе средств АДК.
Дети с РАС, например, лучше опираются на визуальную поддержку не только в коммуникации, но и в организации пространства. По этой причине в групповых помещениях, кабинетах специалистов есть доски с расписанием. Оно состоит из карточек, а личные предметы детей «помечены» их фотографией. Это шкафчик, стол, полотенце, альбомы, папки, тетради и так далее.
И поэтому аутичным детям в подавляющем большинстве случаев плохо подходит общение с помощью жестов.
Поддержка всегда опирается на сильную сторону коммуникации. Жестовая система в данном случае ею не является, поскольку у детей с РАС нарушено так называемое совместное внимание и механизмы имитации. Это мешает им повторять за другими.
Успех применения АДК во многом зависит от родителей. Специалист важен, понимает, какие шаги предпринять, но основная часть общения всегда ложится на плечи семьи. Если родители не используют символы самостоятельно и не общаются с ребёнком на «его языке», все старания профессионалов становятся неэффективными.
Как говорить с ребёнком, использующим АДК:
- Коротко.
- Чётко, но не громко, не повышая голос — это может повысить тревожность ребёнка; помните, что непонимание ваших слов связано, скорее всего, не с тем, что вас плохо слышат.
- Понятно, используя прямой порядок слов, а не свободный.
- Не бойтесь повторить или переспросить, если ребёнок общается с помощью символов.
- Наберитесь терпения — такой диалог всегда более медленный.
Распространённый миф — «ребёнок с аутизмом никогда не заговорит после АДК».
Наш опыт говорит об обратном явлении. Грамотное поведение родителей и подбор подходящих вспомогательных средств положительно влияют на развитие языковой сферы ребёнка, позволяют быстрее «запустить» активную речь.
Вот яркий пример. Мы работали с мальчиком, который изначально мог назвать много разных существительных: явлений, предметов и животных, смотря на карточки. При этом полные предложения называть не мог, и коммуникация сводилась к эмоциональным и поведенческим проявлениям. Например, в случае недовольства он мог вскочить и попытаться убежать.
Мы подобрали символы для глаголов и структурировали занятия, использовали моделирование и создавали различные ситуации, чтобы побудить его использовать глаголы. В итоге он научился говорить слово и показывать глагол действия на карточке. То же самое делали дома. Мальчик, глядя на символ глагола, показывал действие в реальности, а затем проговаривал фразу. Сейчас он пользуется устной речью, выражает просьбы, комментирует действия других и иногда помогает себе символами.
Но, конечно, надо понимать, что такое случается не всегда, АДК — не «волшебная таблетка».
Это – одно из средств коммуникации, которое «работает» при системном подходе.
У одних детей быстрее, у других – медленнее.
Но эффект мы наблюдаем всегда.
май 2023г.