Учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус» г. Волгодонска Т.И.Кузькина
В настоящий момент дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) находятся в каждой группе нашего ДОУ.
Уровень развития речи детей данной категории разный: от полного отсутствия речевых проявлений до развёрнутой фразовой речи.
Однако, каким бы ни был словарный запас, у всех ребят есть общие специфические особенности.
Это, прежде всего, трудности общения с окружающими.
Они проявляются в том, что дети не смотрят на собеседника, не отвечают на вопросы и не задают их, не выполняют просьбы и не выражают их.
Родители говорят, что дети их как-бы не слышат, не отзываются на своё имя.
Даже если они пользуются речью, то она носит отвлечённый характер, содержит обрывки передач, реклам, песен «из телевизора», или дети повторяют услышанные слова и фразы взрослых без их осмысления, как «эхо».
Это главная проблема детей с РАС – сложности коммуникации.
В этом году я, как учитель-логопед, курирую две группы: «Кораблик» и «Ракушечки».
Для решения проблем, связанных с коммуникацией ребят данных групп, нами был запущен в реализацию проект «Музыкальные разговорчики».
Это музыкально-коммуникативная группа для ребят с РАС.
Мы проводим занятия 2 раза в неделю. На них ребят сопровождают тьюторы (педагоги ДОУ).
Цель занятий — научить ребят играть и общаться между собой, используя музыкальные подсказки.
В составе группы 6-7 человек.
Условно наша группа называется «Хоровод», так как мы заходим хороводом на занятие, поем, собираемся в него и играем в хороводные игры.
Хоровод – самая оптимальная форма организации любого сообщества, в том числе – детского.
Один из ребят так и называет наши занятия – «Таня-Хоровод».
Это удивительно, но уже с первого занятия ребята улавливают ритм и темп взаимодействия, включаются в него, меняют поведение.
Мы провели в этом учебном году пока всего пять занятий, а ребята уже знают многие игры и активности, полюбили их и с радостью участвуют.
Например, с помощью такого простого приспособления, как офисный крутящийся стул, мы научили ребят взаимодействовать с ведущим — отвечать на вопрос «кто пойдёт крутиться?» и помогать друг другу – звать покрутить стул товарища, и, самое главное, называть себя в первом лице – Я.
Удивительно и то, что некоторые дети начинают говорить или, точнее, напевать ответ или обращение именно на наших «разговорчиках».
Это происходит непроизвольно, но в специально организованной среде.
Важно и то, что дети слышат «живой» инструмент – фортепиано.
И аккомпанирует нам не музыкальный руководитель, а один из педагогов группы – Светлана Петровна Барковская.
Участвует в проекте и учитель-дефектолог группы Елена Николаевна Горинова, и воспитатель Людмила Анатольевна Жеребятьева, а также второй учитель-логопед Татьяна Анатольевна Босанюк.
Методы и приёмы наших «Музыкальных разговорчиков» взяли на вооружение педагоги других групп: Татьяна Анатольевна Аграфонова, учитель-дефектолог группы №5, Светлана Валерьевна Андреева, учитель-дефектолог группы №6.
И это очень радует.
Так как, чем больше педагогов ДОУ будет использовать нетрадиционные, эффективные формы работы в коррекции сложных нарушений развития наших воспитанников, тем большее количество детей получит необходимую квалифицированную помощь своевременно.
Вместе мы можем больше.