Кузькина Татьяна Ивановна, учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус».
По учебному плану ДОУ в январе все специалисты проводят промежуточную диагностику.
Что такое промежуточная диагностика?
Это ряд процедур ( тесты, игры, упражнения), которые позволяют оценить динамику развития каждого ребёнка за прошедший учебный период.
В данном случае – за 3-4 месяца, полугодие.
Специалист должен понять, какие дефициты развития малышей уже преодолены или успешно преодолеваются, а какие проблемы необходимо продолжить корректировать далее.
Учитель-логопед также диагностирует детей своей группы.
К примеру, ребёнок на начало года не мог повторять даже отдельных звуков за логопедом. Это дефицит, так называемой, вокальной имитации.
За прошедший период он обучался по курсу «Первые слова», где учился активно подражать и самостоятельно называть звуки, звукоподражания и слова.
На диагностике мне важно понять, как изменился активный словарь ребёнка.
Может ли он сам называть по картинке звукоподражания, слова, пользуется ли ими в жизни.
Если ребёнок что-то не называет сам, то я выясняю, может ли он повторять слог или слово следом за мной.
Если и в этом трудности, то я опускаюсь ниже на уровень и выясняю, понимает ли ребёнок то, что я называю (уровень понимания речи), показывает ли нужную игрушку, предмет, картинку.
Тем самым, проясняется тот актуальный уровень, на котором сейчас находится ребёнок.
Он берётся за основу дальнейшей работы.
Допустим, у меня в группе 12 детей.
У каждого разный набор дефицитов развития.
Но, тем не менее, есть общие закономерности, которые позволяют отнести ребёнка к тому или иному уровню речевого развития.
Так дети моей группы, а в неё входят ребята групп №4 и №5, будут осваивать в ближайшие месяцы три речевых курса.
Это «Первые слова», «Первые фразы» и «Грамматика. Развёрнутая речь».
Из названия понятно, что целью первого курса будет освоение первых форм слов, накопление словаря предметов.
На втором курсе – мы будем учиться строить простые фразы, учиться изменять слова.
На третьем – будет идти отработка слоговой структуры всех форм слов, построение с ними фраз, освоение словоизменения и словообразования. Коррекция звукопроизношения.
На каком из обозначенных курсов окажется ребёнок, родители узнают из индивидуальной консультации.
Она проводится после окончания диагностики, в конце января, начале февраля.
Родители могут записаться на неё в журнале консультаций в группе.
Впереди ещё много работы.
И чем лучше мы будем понимать проблемы ребёнка, тем быстрее пойдёт восполнение дефицитов его развития.
Я – за продуктивное сотрудничество.
Вместе мы можем больше.
Январь, 2023г.