Т.И. Кузькина, учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус» г. Волгодонска
Мы не учим детей разговаривать. Мы учим их общаться».
Наш детский сад посещают 75 детей с различными нарушениями нервно-психического развития. Из них более 20 — с РАС и аутизмом.
Основной проблемой этих детей является нарушенная способность воспринимать сигналы окружающего мира и вступать с ним во взаимодействие.
И даже когда у ребёнка этой категории удаётся сформировать речевые навыки в условиях индивидуальных занятий с учителем-логопедом, это не становится обязательным условием для успешной коммуникации ребёнка со сверстниками и окружающими.
Поэтому мы решили в нашем учреждении апробировать такую форму работы, как музыкально-коммуникативная группа. Эта методика предложена Е. Гуриной и Т. Грузиновой, игровыми логопедами Центра «Территория речи» г. Москва[1].
Свой проект мы назвали «Музыкальные разговорчики».
Участники: учителя-логопеды и дефектологи (тьюторы);
музыкальный руководитель;
педагог-психолог;
воспитанники старшей и подготовительной групп ДОУ с расстройствами аутистического спектра (РАС) и аутизмом.
Что такое музыкально-коммуникативная группа, для чего она создаётся?
Это групповые занятия, во время которых мы учим детей общаться.
Мы используем музыку как главную подсказку.
Дети учатся строить фразы под определённую музыку. Знакомые мелодии позволяют им не пропускать слова в предложении, а ещё – не забывать говорить в тот момент, когда это необходимо.
Кроме этого, используются игры, которые развивают у детей способность имитировать, несложные игры с правилами, ролевые и сюжетные игры.
Научив ребёнка вариативно озвучивать свои желания с помощью предложений, мы даём ему отличный инструмент для общения. Дальнейшее развитие и обогащение его речи произойдёт успешнее и быстрее в яркой коммуникативной среде: в группе. Поэтому мы объединяем детей в группу, где они могут оттачивать навык вербального общения между собой.
В коммуникативную группу входят дети 5-7 лет с РАС из разных групп детского сада, имеющие навыки фразовой речи.
Помимо ведущего на занятии ребят сопровождают педагоги-тьюторы. Занятия группы проходят 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Основная опора для составления фразы — мелодия. Начало той или иной мелодии напоминает ребёнку, что пришла пора говорить. Мелодия как бы «рисует» ритмическое очертание фразы и помогает не «выкидывать» из предложения слова.
Все команды, которые дети адресуют друг другу сначала в виде отдельных слов, потом – в виде предложений — пропеваются. Ведущий также поёт вопросы, которые он задаёт группе.
Тем самым создаётся основа для группового взаимодействия с использованием речи.
Потребность в общении – одна из базовых потребностей человека. В силу разных обстоятельств она может проявляться очень незначительно, быть незаметной окружающим, но это отнюдь не значит, что человек не нуждается в общении.
Важно найти тот язык, на котором можно объяснить ребёнку, как устроена система общения, вовлечь его во взаимодействие. Это позволит ребёнку самому быть успешным и заинтересованным в общении, развить настойчивость. Тем самым запустить процесс саморазвития.
Специфика работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения, включающие РАС, заключается в перемещении фокуса логопедической работы с непосредственно механических навыков освоения речи на развитие возможностей её употребления во взаимодействии и общении. Степень успешности зависит от включенности педагогов и родителей в процесс, слаженности и структурированности работы, адекватной оценки возможностей ребёнка[3].
Изначально предполагалось, что проект будет реализовываться в течение одного учебного года.
Однако его результаты так вдохновили участников, что он был продолжен и просуществовал ещё год с расширением группы и изменением целей и задач.
Опыт использования музыкально-коммуникативных групп показывает, что, как проект целиком, так и отдельные его части, приёмы успешно могут применяться в работе с детьми не только с РАС, но и различными языковыми и ментальными нарушениями.
В нашем учреждении этот метод интегрированной, командной работы успешно применяется в Утренних логопедических сборах, режимных моментах, где вместе находятся дети с различными особенностями коммуникации и уровнем нервно-психического развития.
Такие занятия проводятся ежедневно разными специалистами ДОУ под курацией учителей-логопедов.
Опыт работы по проекту был представлен в журнале «Логопед» №4; 2020г. в рубрике «Новые формы работы», статья «Музыкальные разговорчики»
Логопедические занятия музыкально-коммуникативной группы для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).