Подготовил учитель-дефектолог: Аленкина Л.В.
Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания, окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознание себя в этом мире, развития познавательных способностей. С раннего возраста чувственный опыт имеет большое значение в жизни ребенка.
Первоначальным действием ребенка с предметом – является хватание.
На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.
Тактильные ощущения и восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются слабым различением мышечных ощущений, что приводит к плохой координации. Дети быстро устают, снижается работоспособность. Отмечается скованность, неполный объем общих движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности, затрудняет овладение культурно-гигиеническими, трудовыми, учебными, а также навыками самообслуживания. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Особенности тактильных ощущений и восприятия ярко видны у детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте и только под влиянием специально организованных педагогических условий и коррекционного-развивающего обучения они постепенно сглаживаются.
Основной целью такой работы является не механическая тренировка движений или манипуляций, а систематическое развитие тактильного ощущения и восприятия, как базиса для развития познавательной, продуктивной деятельности, формирования жизненной компетенции. Работа по развитию тактильных ощущений осуществляется как на индивидуальных коррекционных занятиях по сенсорному воспитанию, так и как часть занятий по познавательному развитию. Длительность таких занятий зависит от конкретной игры и от поставленных целей и задач, а также от индивидуальных способностей детей.
Ниже приведены примеры различных дидактических игр, пособий, которые я использую в своей работе.
- Пальчиковая гимнастика и элементы массажа, самомассажа:
способствует повышению тактильной чувствительности. В настоящее время разработано большое количество комплексов пальчиковых игр и упражнений
(Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой
гимнастики Автор: Н. Нищева, Пальчиковая гимнастика);
- Использую в игровой форме следующие элементы массажных
движений для пальчиков, кистей рук:
поглаживание,
растирание,
лёгкое надавливание,
пощипывание,
похлопывание,
сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.
Используются упражнения:
катание одного грецкого ореха или шарика,
массажные мячи
катание ребристого карандаша,
имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
- Игры из нетрадиционного материала: Нетрадиционный материал
предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в
различных видах деятельности, развития тактильных ощущений, носящих
игровой характер.
— «Покорми Хрюшу!» (птичку, собачку, коровку и др). Пластиковый
контейнер от ватных палочек (либо другой подходящий по форме) с
изображением мордочки животного (приклеить, нарисовать и др) с
отверстием в районе рта. Кормить животное – проталкивать пальчиком
любые крупы, семечки.
— «Веселые прищепки». Шаблоны из картона, линолеума – тучи, солнце,
рыбка, еж и др. прицепляем прищепки к шаблонам: плавники для рыбки,
лучи для солнца и т.д.
— «Закручиваем крышки». 1 вариант: закручивать крышки пустых
пластиковых бутылок. 2 вариант: несколько крыше разных по размеру, одна
бутылка. Нужно подобрать нужную крышку.
— «Бусы из макарон». Шнурок и крупные макароны с широким отверстием.
Сделать бусы для мамы, бабушки, куклы нанизав макароны на шнурок.
— «Шнуровки». Шаблоны из картона любой формы, проделать дырки
дыроколом, подобрать шнурки, веревки.
— «Рисование на крупах». На подносе ровным слоем насыпан песок или
крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Рисуют кончиками пальцев,
ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по желанию, образцу или
словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки.
— «Сенсорные ванны». Крупы, косточки, семена гороха, фасоли, семечки в
небольшой глубокой миске. Ребенок погружает руки как можно глубже,
производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и
разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или
предметы.
— Рисунок из фасоли, гороха, небольших камушков, ракушек. На заранее
подготовленный шаблон с контурами любых изображений выложить
рисунок.
— «Зубочистка». Заранее подготовленный шаблон с контурами рисунка или
цифры, буквы положить на ковер, на ковер, и ребенок должен при помощи
зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет
закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
— «Веселые клубочки». Разматывать и наматывать пряжу.
- Дидактические игры и упражнения. Игры направлены развития и коррекции тактильных ощущений ребенка:
«Поймай киску»
«Чудесный мешочек»
«Определи на ощупь»
«Платочек для куклы
«Догадайся, что за предмет»
«Найди пару»
«Где я взял воду»
«Маленькая няня»
«Угости зверюшек»
«Теплый-холодный»
«Легкий-тяжёлый» и другие.
Воспитатели также могут использовать данные игры и упражнения в
индивидуальной работе и как часть занятий по познавательной и
продуктивной деятельности.
Список литературы:
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. —
(Коррекционная педагогика).
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.––М.: «БУК-
МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил.
- Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики Автор: Н. Нищева-М.: Детство-Пресс, 2014.-64с.