Упражнения, которые успешно использую в работе с интеллектуально сохранными детьми с тяжелыми нарушениями зрения (тотально слепыми и слабовидящими).
Обязательное условие — предварительно обговариваем значение каждого слова.
Упражнение «Любопытная Варвара»
Поверните голову влево. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена,
А расслаблена.
Теперь поднимите голову вверх. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
Упражнение «Жираф»
Сделайте вдох-выдох и расслабьтесь. Положите подбородок на грудь. Поверните голову направо, затем налево. (Повторить три раза.)
Откиньте голову назад, опустите вперед. (Повторить три раза.)
Приподнимите плечи, опустите их. (Повторить три раза.)
Приподнимите правое плечо. (Повторить три раза.)
Приподнимите левое плечо. (Повторить три раза.)
Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея. Представьте себя с длинной, как у жирафа, шеей.
Упражнение «Оловянный солдатик и тряпичная кукла»
Цель: расслабляем тело.
Вместе с ребенком, показывая ему пример и комментируя свои действия и возникающие в теле ощущения, сначала напрягаемся, будто оловянные солдатики, а потом максимально расслабляемся и «обмякаем», словно тряпичные куклы. Состояния меняют друг друга поочередно, а темп упражнений с каждым разом увеличивается. Заканчиваем в состоянии «нечто среднее» — так, чтобы малышу было комфортно.
Упражнение «Огонь и лед»
Упражнение включает в себя переменное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде психолога «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
Упражнение «Росток»
Исходное положение — ребенок сидит на корточках, нагнув голову к коленям и обхватив их руками.
Ведущий. Представьте себе, что вы — маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти.
В начале освоения этого упражнения на каждый счет называют часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» — медленно выпрямляются ноги, «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки; «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — разводятся плечи и выпрямляется шея, поднимается голова; «пять» — дети поднимают руки вверх, смотрят на них, будто тянутся к солнцу.
Упражнение «Солнышко и тучка»
Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко — расслабиться, потому что разморило на солнце.
Повторить 2–3 раза.
Игра «Запретный номер»
Психолог, родитель и ребенок становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбирается одно какое-то число, которое нельзя произносить, вместо него игрок, которому выпадает произнести это число, хлопает в ладоши соответствующее количество раз.
Упражнение «Пылинки»
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос, пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол на корточки (расслабленная поза). Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит в сторону.
Игра «Четыре стихии»
Психолог договаривается с ребенком: если он скажет слово «земля», тот должен опустить руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки над головой, «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах
«Кричалки—шепталки—молчалки» (адаптированная игра Шевцовой И.В.)
Когда взрослый произносит — «кричалки» можно бегать, кричать, сильно шуметь; «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — ребенок должен замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».