Игры и упражнения на развитие слухового восприятия
«Кто разбудил Мишутку?»
Цель: учить различать знакомые голоса без зрительного анализатора. («Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать».)
«Стеклянный – деревянный»
Цель: учить по звучанию отгадывать, из какого материала сделаны предметы, находящиеся за ширмой (фарфоровая, металлическая, деревянная посуда и разные предметы из фарфора, металла и стекла).
«Колпачок и палочка»
Цель: учить различать звуки и по звуку узнавать одну из трех игрушек: неваляшку, барабан, погремушку.
Дети водят хоровод:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будет палочка искать.
На глазах у ребенка, стоящего в кругу, повязка. На кого ведущий покажет палочкой, тот берет музыкальную игрушку и озвучивает ее. Ребенок в кругу должен узнать инструмент.
Игры и упражнения на развитие слуха
«Слушаем погоду»
Цель: учить слышать и узнавать стук капель по стеклу, завывание ветра, вой метели, скрип снега под ногами.
«Слушаем звуки улицы»
Цель: дать представление о том, что у каждого предмета свой «голос» (гудок автомобиля, скрип закрывающейся двери, скрежет и визг тормозов, рев самолета, пение птиц).
«Отгадай, откуда идет звук»
Цель: учить определять и показывать рукой направление звука.
Ведущий находится за спиной у детей, перемещается налево, направо, поднимает и опускает разные предметы.
Игры и упражнения на развитие тактильных представлений
«Ритм для пальцев»
Под чтение потешек, песенок, стихов щекотать поочередно кисть руки, саму руку, за ухом, живот.
«Вода»
Цель: учить менять количество разбрызгиваемой воды, брызгать на все части тела в дидактических играх «Мойдодыр», «Рыбка плавает в пруду».
Игры и упражнения на развитие вкусового восприятия
«Сладкое – соленое»
Цель: учить узнавать сладкое и соленое.
Нужно приготовить одинаковые кусочки хлеба и печенья, посыпанные сахаром и солью, давать пробовать их поочередно.
«Что самое вкусное?»
Цели:
— активизировать вкусовой анализатор;
— учить определять напиток на вкус и обозначить его словом;
— учить выбирать из нескольких представленных жидкостей (кипяченая вода, компот, сок, молоко) конкретный напиток.
Игры и упражнения на развитие обонятельного восприятия
«В саду, в лесу, на огороде»
Цель: учить по запаху определять то, что растет в саду, в лесу, на огороде.
Материалом для упражнения могут служить яблоки, апельсины, цветы, овощи.
«Чем пахнут ремесла?»
Цель: учить по запаху определять клей, бумагу, ткань, дерево (опилки, стружка), краски.