Подготовил: Т.И. Кузькина, учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус
Согласно исследованиям, 90% детей с особенностями в развитии имеют разнообразные нарушения чувствительности. Отсюда моторные, эмоциональные и поведенческие трудности, нарушения речи, проблемы в общении и обучении.
Что такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция основана на неврологических принципах и обеспечивает основу для понимания участия сенсорных и моторных систем в формировании человеческого поведения. Это неврологический процесс, который организует ощущения от тела человека и окружающей среды и даёт возможность эффективно в этой среде функционировать.
Для того чтобы дети могли обучаться, им нужно пройти некоторые этапы развития. На первом году жизни ребёнка, в период активного сенсомоторного развития, все системы налаживают свою работу. Не только родители учатся понимать и удовлетворять потребности ребёнка, но и сам ребёнок постепенно становится более организованным, научается заявлять о своих нуждах доступными ему способами.
Если в силу каких-то причин работа систем не налаживается и интеграция не происходит, то значительно осложняется переход к таким стадиям как планирование движений, общение, поведение, навыки самообслуживания.
Для перехода на самый высокий уровень (интеллект, социализация) так же необходима хорошая сенсорная база.
На формирование речи влияют 3 главные сенсорные системы: тактильная, вестибулярная и проприоцептивная.
Тактильная система:
- Обеспечивает формирование ощущений давления, прикосновения, щекотки и вибрации.
- Наряду с проприоцептивной, зрительной и вестибулярной сенсорными системами, «поставляет» головному мозгу информацию о положении и движении тела в пространстве, о положении его отдельных частей.
Играет важную роль в ориентации человека в окружающей среде
Вестибулярная система:
- Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации
- Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела
Проприоцептивная система:
- Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления телом, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.
- Детям необходима проприоцептивная стимуляция для того, чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.
- Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения детей с проблемами сенсорного восприятия.
Соответственно, при речевых трудностях коррекцию стоит начинать с работы над этими системами.
Например, когда у меня в кабинете оказывается слишком шустрый малыш, то мышечная (проприоцептивная) нагрузка успокоит его. На помощь придут тяжёлые мячики или мешочки (около 1 кг.). Их можно бросать и произносить какой-то звук или слово.
Завёртывание в тяжёлое одеяло в форме игры «зёрнышко» позволяет научить ребёнка просить повтора нравящегося действия словом («ещё») или фразой.
Если на занятие пришёл ребёнок, у которого повышен или понижен тонус мышц артикуляционного аппарата, то я начинаю работать с тактильной системой всего организма.
У гиперчувствительного ребёнка, который не даёт прикасаться к лицу, органам речи, делать логопедический массаж, тактильное воздействие на тело снизит чувствительность в области рта.
То есть, вначале я буду слегка поглаживать или похлопывать его руки, ноги, спину, тело и только потом постепенно стану приближаться к лицу, используя игровые моменты и образы.
Со слишком вялым ребёнком, который с трудом «слышит» инструкции, необходимо поработать с вестибулярной системой. Она отвечает за восприятие речи.
Здесь хорошо работают:
- ходьба по неровным поверхностям
- прыжки на батуте
- вращение на тарелке/вращающемся кресле
- выполнение определённых движений/упражнений, связанных с изменением положения тела и головы в пространстве
- катание на одеяле, мягком кресле-мешке.
Одновременно с этими действиями мы проговариваем с ребёнком звуки, слоги, слова и фразы, если этот уровень доступен ребёнку.
Это помогает и в том случае, если ребёнок качается на стуле, бьёт ногой или рукой по предметам.
Скорее всего, так маленький человек пытается получить обратную связь от вестибулярной системы, чтобы оставаться в нормальном уровне активации.
Понимание «сенсорных особенностей» или скорее потребностей ребёнка позволяет специалисту более эффективно организовать процесс обучения.
Когда и родители понимают причины «проблемного» поведения малыша, то сроки коррекции нарушений развития значительно сокращаются, а общение с ребёнком становится более лёгким и радостным.
Вместе мы можем больше.