Подготовил: Т.И. Кузькина, учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус» г. Волгодонска
В последнее время в моей практике встречается все больше детей, которые не владеют указательным жестом в том возрасте, в котором он давно должен присутствовать.
Иногда родители спрашивают, можно ли ребёнку показывать на что-то, например, средним пальцем?
Ведь, функцию указывания может выполнять не только указательный жест, но другие моторные акты: указание на объект глазами, поворотом головы, любым другим пальцем, всей рукой и др. Это значит, указывать могут, жестом быть могут, а указательным жестом (по определению) не являются.
Указательный жест — это только использование указательного пальца.
Так что же такое указательный жест?
Психолог Дж. Баттерворт даёт следующее определение указательному жесту: «указательный палец и рука вытянуты по направлению к интересующему объекту, тогда как остальные пальцы руки собраны вместе и удерживаются большим пальцем».
Указательный жест (УЖ) используется для направления собственного внимания или внимания других людей на предмет во время социального взаимодействия.
Основная цель указания — указать направление, местоположение, событие или вещь относительно человека. Указание состоит из 3-4 элементов:
Разгибание указательного пальца
Сгибание оставшихся пальцев в ладонь, возможно, большим пальцем в сторону;
Обычно пронация (направление) ладони обращена вниз или к средней линии тела
Разгибание руки.
Этапы развития указательного жеста в норме.
Указательный жест (УЖ) – это маркёр предречевого развития. Отсутствие указательного жеста – красный флажок аутизма.
УЖ предшествует появлению первых слов, являясь своеобразным «первым словом»
УЖ является показателем невербальной коммуникации между взрослым и ребёнком
Основное его значение – социальное.
Ребёнок организует своё поведение через другого человека, что особенно важно при обсуждении детей с РАС.
Указательный жест появляется с 1 года до 3 лет.
Средний возраст (это норма) — 1,4 — 1,6 мес.
У детей с нормальным темпом психофизического развития моторный акт, связанный со становлением указательного жеста, формируется в течение первого года жизни.
Начало формирования — 9 мес., но может возникать и с 8 месяцев, одновременно с детским лепетом. А понимать его ребёнок может уже с 6 месяцев.
Я часто обращаю внимание на то, что моторные и речевые функции формируются у детей параллельно. |
Какие функции выполняет указательный жест на каждом этапе развития?
Императивный этап — с 8-9 месяцев до 1 года.
Цель – получить желаемое. Исполнение — ребёнок с помощью указательного жеста показывает на предметы, расположенные вблизи: «это киса», «вот мама»
Декларативный этап — с 12 месяцев до 18 месяцев.
Цель — для привлечения внимания. Исполнение — ребёнок начинает им пользоваться для совместного внимания, для коммуникации. «Посмотри на …» «Смотри, что сделал кот (пролил воду)»
Директивный этап — с 12 месяцев до 24 месяцев.
Цель — уметь выполнить инструкцию. Инструкция: «Принеси …» «Дай…..»
При каких условиях появляется указательный жест?
Непроизвольная реакция — ребёнок указывает на интересующие его предметы.
Жест, возникающий на вопрос взрослого: «где носик?», «где глазки?», «где ушки?»
Жест, возникающий в качестве просьбы, желания получить, что хочется, но это находится или далеко, или нельзя.
Иногда у наших воспитанников указательный жест не формируется.
Во время диагностики я очень быстро выявляю таких детей.
Тут же проверяю, как ребёнок понимает обращённую речь, каким словарным запасом владеет, потому что эти процессы тесно связаны между собой.
И если проблемы есть и там, то консультация невролога просто необходима.
Возникает вопрос.
Почему не сформировался указательный жест?
Причины могут быть разные:
- нарушение понимания речи
нарушение говорения, формирования экспрессивной речи
отсутствие других невербальных средств коммуникации (не машет рукой «пока», использует «руку» взрослого, чтобы указать на предмет)
нарушение мышечного тонуса, мелкой моторики
отсутствие явного интереса к окружающему, игре со взрослыми (или интерес есть, но выражается специфично)
указывание на предмет с помощью ладони, кулака, других пальцев руки
расстройства аутистического спектра, аутизм
генетические заболевания :синдром Дауна, синдром Вильямса и др.
В зависимости от причины, а также возраста ребёнка используем для формирования указательного жеста следующие приёмы:
- Показываем пример. Взрослый должен сам использовать указательный жест. Показывать предметы указательным пальцем так, чтобы ребёнок видел.
2. Выбираем интересный объект или яркую игрушку, показываем сами и просим ребёнка показать.
3. Мотивируем ребёнка использовать указательный жест во время еды, предлагая выбрать желаемый продукт или блюдо.
4. Выбираем правильное расстояние до объекта – это зона доступа ребёнка. Предметы должны находиться первоначально на расстоянии вытянутой руки.
5. Побуждаем ребёнка тянуться за желанным предметом.
6. Используем приём «рука в руке». Взрослый формирует указательный жест ребёнка своей рукой.
7. Добавляем требование-инструкцию: «Дай!» «Попроси!» Например, любимый предмет на расстоянии.
8. Ловим взгляд ребёнка на своё лицо, держим желанные предметы близко к нему.
9. Усложняем ситуацию. Показываем не только любимые, но и другие предметы, вместе с другими членами семьи, на картинках, в книжках, в разных местах, не только дома.
Вот пример использования одного из приёмов.
Мальчик, 7 лет, расстройство аутистического спектра. Указательным жестом не пользовался. Речи нет, понимание грубо ограничено.
Мы с ним начали играть в игру «Поехали», которая ему очень нравилась. Он садился на кресло-мешок, я начинала его катать по кабинету. В какой-то момент я останавливалась и спрашивала «Ещё?», указывая на символ «ещё» у себя на одежде. Он вынужден был подойти и показать пальцем на символ (карточку). После чего игра возобновлялась. Вначале это был жест всей рукой, но постепенно, он становился все более точным и дифференцированным.
Этот пример ярко показывает, какую роль играет владение указательным жестом в социальном развитии ребёнка.
Если же причиной «неправильного» указательного жеста является нарушение тонуса и мелкой моторики руки, то тренируя ребёнка удерживать пальцы в необходимом положении, мы готовим ему хорошую базу для успешного освоения навыка письма в будущем.
Предлагаю вам, уважаемые родители, понаблюдать, как использует и использует ли вообще ваш ребёнок указательный жест.
Полезно также вспомнить, в каком возрасте он у него появился, с чем это было связано.
Если есть проблемы, обратите внимание, пожалуйста, на приёмы формирования указательного жеста, описанные выше.
А также всегда вы можете обратиться за консультацией к учителю-логопеду или учителю-дефектологу нашего детского сада.
Вместе мы можем больше.