«НАКАЗЫВАТЬ ИЛИ НЕ НАКАЗЫВАТЬ?»
С момента своего рождения ребенок общается с взрослым. Взрослый для него – олицетворение любви и защиты или же власти, требующей полного подчинения. Идеальное представление о родителе – родитель, безусловно, принимающий своего ребенка, эмоционально поддерживающий его в трудной ситуации. Но часто семья оказывается средой, где растущий человек впервые попадает в неприятные для него жизненные ситуации. И в первую очередь это связано с наказаниями, когда взрослый пытается прекратить нежелательное, не одобряемое им поведение ребенка.
Специалистам известно, что использование агрессивных форм наказаний (физических и вербальных) как средства воспитания скрывает в себе ряд опасностей:
1. Родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для них примером – действует механизм подражания. Они подготавливают почву для усвоения ребенком силовых способов решения собственных проблем.
Агрессивный ребенок – это, как правило, ребенок с низкой самооценкой, отвергаемый сверстниками, с плохой успеваемостью.
2. Дети, которых часто наказывают, будут стремиться избегать родителей , или оказывать им сопротивление. Боясь наказаний, ребенок может лгать, обманывать родителей, будет с ними неискренним.
3. Инстинктивная боязнь физического наказания приводит к появлению стойкого чувства страха.
4. Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть истинную причину, породившую подобные действия.
5. Изменение в поведении ребенка после наказания происходит в основном только в присутствии человека, который его наказал (в идеале – ребенок должен правильно поступать под действием внутреннего контроля).
Чем же рискуют родители, наказывая своего ребенка?
Прежде всего самим ребенком, его состоянием. Возможные негативные последствия для детей, подвергающихся наказаниям: появление агрессивности, психологического дистресса, психических нарушений и пограничных личностных расстройств.
Как правило принято обвинять непослушных детей, но стоит разобраться в причинах плохого поведения. Выявить истинную причину непослушания и плохого поведения можно, если родители обратят внимание на собственные чувства.
Психологи выделили четыре основные причины нарушений поведения детей, часто скрытые от родителей :
Первая – борьба за внимание. Ребенок постоянно отрывает родителей от их дел, желая общения с ними, и досаждает своими «выходками». Отсюда у родителя возникает чувство раздражения. (Совет: будьте внимательны к ребенку в совместных играх, на прогулках).
Вторая – ребенок борется за самоутверждение, восстает против чрезмерной родительской власти и опеки, что вызывает у родителя гнев. (Совет: уменьшите свой контроль за ребенком).
Третья – желание отомстить . Ребенок обижен на родителей: резкое замечание, невыполненное обещание и т. д. со стороны матери или отца. Ответное чувство у родителя – обида. (Совет: спросите себя, что заставило ребенка причинить вам боль. Какая боль у него самого?).
Четвертая – ребенок глубоко переживает свое неблагополучие, он потерял веру в собственный успех. Как следствие у родителя возникает чувство отчаяния, безнадежности. (Совет: не допускайте в адрес ребенка никакой критики. Найдите доступный для него уровень задач).
Не шлепайте, не бейте ребенка, чтобы настоять на своем. Дети ждут от вас любви, даже когда ведут себя вызывающе; одного гневного взгляда может хватить, чтобы приструнить их. Добиться цели можно и с помощью мягкого упрека, можно нахмуриться или недовольно покачать головой.
Читайте детям книги, содержащие нравственные наставления, смотрите вместе с ними обучающие программы по телевидению или воспользуйтесь помощью детей постарше, предпочтительно из других семей, чтобы донести до ребенка информацию о дозволенном поведении.
«Азбука безопасности»
Имя, фамилию, адрес и номер телефона учите с ребенком с самого раннего возраста.
Будьте терпеливы, обучая детей!
Они должны найти в Вашем лице дружелюбного и внимательного учителя.
Вероятность травм ребенка снизится, если не пожалеть времени и показать, как выполнять те или иные дела по дому, доступные ему.
У ребенка грязная, испачканная одежда, которая огорчила чистоплотную маму? За ней иногда кроется тяжелый ушиб живота или повреждение внутренних органов. Дети, опасаясь наказания, порой могут скрыть факт происшедшей травмы или преуменьшить значение происшествия. Поэтому в случае повреждения никогда не нужно торопиться упрекать или тем более наказывать ребенка, необходимо спокойно и доброжелательно разобраться в том, что произошло.
«Дозированный опыт» — это когда ребенку дают убедиться, что вода, утюг и головешка обжигают, иголка колется и т.п. Он снижает потери от самостоятельных «проб и ошибок».Если Ваш метод обучения детей безопасному поведению – запрет, то доступно объясняйте ребенку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов должно быть не много.Животные могут нанести травму ребенку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий.
Защищайте своих детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы овладеть специальными навыками безопасности.Игрушки и личные вещи учите содержать в порядке и убирать на место. Помните, что порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Кислоты, лаки, растворители и другая бытовая химия не должны храниться в посуде из-под напитков и всегда должны быть недоступны ребенку.
Лекарства, в том числе и витамины, могут быть опасны для ребенка. Убирайте их из виду. При употреблении придерживайтесь инструкции и рекомендаций врача.
Мультфильмы и детские передачи переполнены материалом для обучения безопасности. Используя ситуации, в которые попадают герои, можно задать ребенку вопросы типа: «Как ты думаешь, почему он так поступил?», «Как она умудрилась попасть в такую трудную ситуацию?», «Что может произойти, если мальчик или девочка так сделают?» и обсудить их.
Не увлекайтесь примерами опасных ситуаций, произошедших с другими детьми. Это может вызвать ненужные страхи. Обучать ребенка безопасному поведению нужно на собственном примере. Дети копируют Вас.
Не забывайте об этом.
Программы по безопасности для взрослых не рекомендуется смотреть детям, поскольку они полны криминальной статистики и ненужного натурализма.
Спички и зажигалки – не игрушки для детей. Не оставляйте их в доступных для дошкольников местах.
Телефоны служб спасения учите вместе с детьми. Напишите их и повесьте около телефонного аппарата.
Уходя из дома ненадолго, найдите ребенку интересное занятие (игру), чтобы он не стал искать себе другое, может быть, опасное занятие.
Факты выпадений детей из окон и с балконов убеждают, что они должны быть надежно закрыты, если в комнате играют дети.
Режущие и колющие предметы храните в специально отведенных местах и учите детей пользоваться некоторыми из них в Вашем присутствии.
Холодная вода – Ваш помощник при порезах, ушибах, ожогах. Цените в Вашем ребенке находчивость, уверенность и самостоятельность. Не ограничивайте активность ребенка, а направляйте ее в «нужное» русло.
Чрезмерно опекаемым детям не позволено выработать собственные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести навыки для распознавания опасных или подозрительных ситуаций.
Широко распространенные электроприборы могут быть доступны в обращении ребенку, начиная с 4 лет, если Вы научите его пользоваться ими только в Вашем присутствии и с Вашего разрешения.
Щетка, мыло и зубная паста должны быть спутниками Вашего малыша с ранних лет. «Это нельзя, а это можно» — такое пояснение важно для правильной ориентировки ребенка в мире незнакомых ему вещей и отношений. Всегда говорите ребенку, что ему можно делать, чем играть. Юные исследователи – это хорошо, но лучше, если они занимаются изучением предметов и механизмов вместе со взрослыми или рядом.
Ясно и понятно объясняйте ребенку правила поведения, но главное – упражняйтесь вместе с ним и в их соблюдении.
Добавить комментарий