Консультацию подготовил педагог-психолог
МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска Корчагина Н.Л.
Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ. Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта, зачастую с очень большим запозданием, когда время активной и эффективной помощи почти полностью бывает утрачено.
Родители принимают разные позиции — от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя».
Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития. Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между родителями и педагогами. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагоги могут получить от них ряд ценной информации или ценный совет.
Сотрудничество педагогов и родителей поможет посмотреть на ситуацию ребенка с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.
Важная роль в улучшении качества обучающего и развивающего процесса ребёнка с ограниченными возможностями здоровья отводится семье. От того, насколько тесно налажено сотрудничество родителей с педагогами, напрямую зависит эффективность развития особого дошкольника.
Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в усвоении сыном или дочерью учебного материала, навыков самообслуживания, но и в установлении полноценного контакта ребёнка со сверстниками и значимыми взрослыми. Позитивный психологический настрой в семье, в общении с ребенком в условиях семьи, в полной мере будет способствовать успехам этого ребенка в усвоении программного материала. Участие родителей в жизни детского сада будет способствовать созданию единого психологического микроклимата семьи и дошкольной организации, соответственно, и адаптация ребёнка в группе ДОО пройдёт с минимальным проявлением сложности.
Обучение и развитие ребенка с ОВЗ требует большого терпения и создания специальных условий в семье, основными принципами которых являются:
- Психологическая безопасность.
- Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
- Единство совместной деятельности.
- Мотивирование ребенка к учебному процессу.
Рекомендованные правила для Родителей, обеспечивающие безопасные условия для развития и обучения ребенка с ОВЗ.
Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае нельзя стыдиться своего ребенка.
Правило 2. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?
Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.
Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это, кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего ребенка со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.
Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв — требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.
Правило 6. Рассказывайте о своем ребенке и о том, что ему необходимо – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше, могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители детей с особенностями в развитии, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.