Государство уделяет особое внимание лицам, состояние здоровья которых не позволяет им вести обычный образ жизни. Какими правами обладает несовершеннолетний ребенок, имеющий статус «ребенок-инвалид» и как обеспечить их защиту?
Каждый ребенок с инвалидностью — в первую очередь человек и гражданин. Его отличительной чертой является состояние здоровья и сниженная способность к самообслуживанию. В связи с этим на каждого ребенка, обладающего таким статусом, распространяются общие права граждан, законодательство о детях в целом, а так же нормативные акты, регулирующие вопросы получения статуса ребенка-инвалида, реабилитации, абилитации, выплат, льгот, защиты законных интересов:
- Конвенция о правах человека;
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Семейный кодекс;
- Закон об опеке;
- Конвенция о правах инвалидов;
- Закон о социальной защите граждан с ограниченными возможностями;
- Закон о внесении изменений в нормативные акты по социальной защите инвалидов.
Последний правовой акт имеет особое значение для детей с ограниченными возможностями. Он закрепляет понятие «Абилитация». В отличии от ранее действующего, единственного понятия «реабилитация», новый термин подразумевает полное обучение нуждающегося необходимым для него социальным навыкам, знаниям и умениям. Тогда, как реабилитация – это восстановление навыков, утраченных вследствие заболевания. 80% несовершеннолетних детей с инвалидностью нуждаются именно в абилитации.
Социальные права детей с инвалидностью:
- на образование;
- на воспитание;
- на лечение;
- на материальное обеспечение;
- на социальное обслуживание;
- на участие в культурных мероприятиях;
- на трудовую деятельность;
- на дополнительные льготы.
Преимущественный перечень прописан федеральным законодательством, однако большинство регионов устанавливают дополнительные меры социальной поддержки.
Обучение, воспитание и лечение детей с инвалидностью
Воспитание детей с инвалидностью может осуществляться как в специализированных организациях, так и на дому. Ребенок имеет право на посещение детского сада, если у него нет медицинских противопоказаний.
Профильные учреждения имеют особые группы для детей с инвалидностью с одинаковыми заболеваниями. Законные представители воспитанников таких групп освобождаются от внесения родительской платы. Воспитывать на дому детей с инвалидностью рекомендуется при наличии заболеваний, препятствующих посещению группы или по желанию родителя (законного представителя ребенка).
Обучение. Образовательная система Российской Федерации предусматривает специализированные программы для граждан, нуждающихся в особых образовательных условиях. Ребенок может обучаться как в общеобразовательных организациях, так и в профильных. Коррекционные образовательные организации могут быть профильные для одного вида заболеваний (например, для детей с нарушением зрения), комбинированные по диагнозам (для слабослышащих, глухих и глухонемых) и по сочетанию расстройств (болезни опорно-двигательной системы и интеллектуальные нарушения).
Документальное подтверждение.
Одним из документов, необходимых для получения справки медико-социальной экспертизы (МСЭ), является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Этот документ содержит информацию о рекомендованном образовательном маршруте. Для ребенка с инвалидностью такой документ обязателен. В соответствии с ним определяется программа обучения. Оформление в специализированную школу также возможно только при наличии заключения ПМПК. Документ выдается на руки законному представителю после прохождения комиссии. Он содержит рекомендации для домашней коррекции ребенка и в условиях образовательной организации. На родителя или опекуна возлагается обязанность по передаче бланка в детский сад (школу, лицей).
Важно! Ответственность за неисполнение рекомендаций ПМПК
законными представителями не предусмотрена.
Специализированные школы.
В отличие от общеобразовательных школ, в которые набор осуществляется по территориальному признаку, выбор специализированного учреждения возложен на законных представителей. Родитель может обратиться в любую коррекционную школу, и при наличии мест в нужном классе, ребенок будет зачислен на обучение. Коррекционных школ в стране значительно меньше, чем общеобразовательных. Так как предугадать наличие детей с инвалидностью, нуждающихся в определенном обучении, практически невозможно, зачастую подходящее учреждение территориально отдалено от места жительства. Большинство таких школ являются интернатами. Школа интернатного типа – это учреждение, реализующее не только специальные образовательные программы,
но и воспитательные. Законный представитель может забирать ребенка домой ежедневно, на выходные дни, а при большой территориальной отдаленности места жительства – в каникулярные дни. При этом права родителей или опекунов не прекращаются.
Надомное образование. В соответствии с законом об образовании, при наличии заключения ПМПК, родители могут перевести ребенка на надомное обучение. Этот вид получения образования подразумевает посещение ребенка с инвалидностью, учителем по месту жительства. Например, 3 раза в неделю по 3 урока. Длительность домашнего урока составляет 30 минут. Для перевода на домашнее обучение специалистами ПМПК должна быть установлена невозможность ребенка получать образование в группах или специализированных организациях. Основными причинами перевода на дом является наличие заболевания, при котором обучение в коррекционной школе невозможно, например, шизофренические расстройства, или психологические сложности при расставании с родителями, например, если школа территориально удалена. Отдельно стоит упомянуть вариант, когда ребенок с инвалидностью получает образование дистанционно, при наличии специального оборудования с помощью системы Интернет (при отсутствии выраженных ментальных нарушений у ребенка). Компьютер и другие технические средства для обучения предоставляется ребенку безвозмездно. Уроки проводятся педагогами в соответствии с расписанием.
Обучение законным представителем. Закон об образовании дал родителям (законным представителям ребенка) возможность самостоятельного обучения детей. Предоставление знаний реализуется в любой форме, выбранной законным представителем ребенка. При этом не важно, осуществляет родитель трудовую деятельность, или нет. Дети, получающие образование в такой форме, подлежат ежегодной проверке знаний. По окончании обучения сдают экзамены, предусмотренные для их образовательного маршрута. Например, на итоговое тестирование детей с легкой умственной отсталостью выводится только технология.
Реализация права детей-инвалидов в РФ на домашнее образование особо актуально для маленьких населенных пунктов, в которых только одна школа. Как правило, такие учреждения испытывают дефицит педагогов для осуществления обучения на дому. Некоторые регионы оказывают материальную поддержку семьям, дающим детям-инвалидам образование самостоятельно.
Медицинская помощь
Каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право на бесплатную помощь врача в соответствии с законодательством. Лечение детей-инвалидов осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации.
Важно! Органы, указанные в ИПР, не знают о содержании конкретной программы, поэтому законный представитель, после получения документа, должен самостоятельно обратиться в каждый из перечисленных управлений.
Это документ, конкретизирующий специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Все услуги, предусмотренные программой, включая медикаменты, должны предоставляться бесплатно. Ответственность за реализацию документа возложена на законного представителя. Если ребенок нуждается в предоставлении средств реабилитации (инвалидное кресло), санаторно-курортном лечении или других услугах, необходимо обратиться с заявлением в соответствующий орган, например в фонд социального страхования.
Жилищные льготы.
Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, имеют право на улучшение жилищных условий. Для этого законные представители должны подготовить пакет документов и подать заявление в органы местного самоуправления. Форма оказания помощи отличается в зависимости от даты постановки на учет. Например, при постановке на учет после 01.01.2005г. обеспечение производится в соответствии с новым жилищным законодательством. Квартира предоставляется не в собственность, а по договору социального найма. Нормы устанавливает субъект РФ.
Транспортные льготы.
Закон предусматривает обязанность перевозчика обеспечить доступность для инвалидов объектов всех видов транспорта: железнодорожного, водного, электрического и городского. Дополнительно устанавливаются права детей-инвалидов и их родителей на бесплатный проезд в городском транспорте. Кроме того, закреплена возможность 50% скидки на билет междугороднего сообщения в две стороны для ребенка и сопровождающего, в тех случаях, если требуется проведение лечения в больнице, расположенной в другом городе или регионе.
В особых случаях стоимость билета компенсируется в полном объеме, либо оформляются специальные документы на бесплатный проезд.
Денежные выплаты.
Материальное обеспечение детей возложено на их родителей. Законные представители обязаны обеспечить их всем необходимым для полноценной жизни. Даже при разводе родитель, с которым остается ребенок, может претендовать на взыскание повышенных алиментов (более 25% от всех доходов плательщика). Для всех несовершеннолетних граждан, имеющих статус «ребенок-инвалид», предусматривается ряд выплат. Среди них:
— пенсия;
— ежемесячная выплата;
— дополнительная сумма для гражданина, осуществляющего уход.
Пенсия назначается со дня установления инвалидности. Для этого необходимо подать соответствующие документы в Пенсионный фонд по месту регистрации ребенка. Денежные средства перечисляются на счет законного представителя для дальнейшего расходования на нужды инвалида. Размер пенсии устанавливается федеральным законодательством и подлежит ежегодному индексированию. Ежемесячная выплата назначается каждому несовершеннолетнему инвалиду и перечисляется Пенсионным фондом вместе с пенсией. Кроме того, законные представители ребенка могут отказаться от получения набора социальных услуг для последующей его замены на денежную компенсацию. Дополнительная сумма для законного представителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, назначается по заявлению этого лица. Одним их условий предоставления выплаты является отсутствие официального трудоустройства у данного гражданина.
Досрочный выход на пенсию родителей.
Одной из льгот является право родителей детей-инвалидов на досрочную пенсию. Период, в течении которого мать осуществляет уход за ребенком с ограниченными возможностями, подлежит включению в страховой стаж. При этом срок ухода законом не определен. Досрочный уход на пенсию для матери возможен по достижению ей 50 лет. Однако для этого она должна работать не менее 15 лет. Особым условием является обязанность воспитания ребенка-инвалида до 8 лет. После чего право на досрочную пенсию сохраняется даже в случае его смерти.
Защита прав детей с инвалидностью.
Несовершеннолетние дети с инвалидностью не могут самостоятельно охранять свои законные интересы. Поэтому государством предусмотрено несколько уровней защиты. Защиту прав детей-инвалидов должны обеспечивать:
— законные представители ребенка;
— районный отдел опеки;
— органы соцзащиты населения;
— прокуратура;
— суд.
Обязанность по защите прав несовершеннолетних инвалидов возложена на их родителей (законных представителей). Близкие люди должны обеспечить ребенка не только самым необходимым (еда, одежда, жилье), но и медикаментами и средствами реабилитации. Исполнение ИПР также возлагается на законного представителя ребенка. Если родители (законные представители) не выполняют возложенные на них обязанности, то несовершеннолетний инвалид передается на попечение районного отдела опеки. В зависимости от ситуации, специалисты подготавливают документы на лишение прав мамы и папы, отстраняют опекуна или предупреждают граждан о возможности подобной ответственности. Органы социальной защиты должны осуществлять контроль за содержанием ребенка-инвалида. На них возложено право по посещению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, проверке условий жизни. При выявлении случаев злоупотребления или неисполнения обязанностями со стороны законных представителей, специалисты должны сообщить в отдел опеки. Прокуратура осуществляет надзорную функцию за исполнением своих обязанностей специалистами опеки и соцзащиты. При возникновении ситуации, в которой нарушаются права граждан, ухаживающих за детьми-инвалидами, можно подать жалобу прокурору района. Защита прав несовершеннолетних с ограниченными возможностями может осуществляться в судебном порядке. Если принятые меры не дали желаемого результата, родитель или другое лицо, представляющее интересы ребенка (опекун, специалисты опеки, социальной защиты, прокурор), должен подать исковое заявление.
Консультацию подготовил педагог-психолог Корчагина Н.Л.
по материалам правового интернет — сайта.
Источник: https://famadviser.ru/polnomochija/juvenalnaja/prava-detej-invalidov.html
https://famadviser.ru — Семейное право в деталях