Консультацию подготовил: педагог-психолог
МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска Корчагина Н.Л.
по материалам Министерства образования и науки «Дети и гаджеты»
Пособие по цифровой грамотности для родителей.
Современный ребенок родился и растет в мире, где медиа и интернет являются важной частью его мироустройства. Большинство родителей заинтересованы подготовить своего ребенка к жизни в этом мире, научить его использовать предлагаемые возможности безопасно и эффективно. При использовании электронных устройств детьми рождается много вопросов и конфликтов. Как позаботиться о здоровье и благополучии своего ребенка, учитывая наличие гаджетов в семье? Что нужно знать родителям, чтобы помочь своему ребенку безопасно и свободно чувствовать себя в интернете?
Что делать?
Возможно частые конфликты с ребенком из-за гаджетов очень расстраивают Вас, и пришла пора что-то предпринимать, чтобы не упустить контроль над ситуацией. Родители чаще всего в таких конфликтах реагируют из трех основных чувств: из чувства стыда, из чувства вины и из чувства тревоги. Это не сможет поменять ситуацию.
А что же может помочь?
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ! Ответственность — это то, что позволяет менять действительность, быть свободным, принимать решения, которые принесут пользу. Главное, что необходимо сделать— это взять ситуацию под контроль, понять, что есть проблема и признать ее.
Предлагаем несколько шагов, которые могут изменить ситуацию.
№1. Начните с себя.
Пожалуй, это самое главное правило. Прежде чем говорить ребенку, что гаджет – это вредно, посмотрите на себя. Сколько времени вы проводите, сидя с телефоном, бездумно листая ленты соцсетей?! Нужно самим убрать телефоны и компьютеры. Ведь папы и мамы сами сидят перед экраном монитора, а дети всего лишь копируют эту модель. Дети легче воспринимают правила, которым подчиняются все в семье. Например, если ребенку запрещают сидеть перед монитором больше часа вдень, потому что это вредно, родители тоже недолжны проводить перед экраном больше часа. Не стоит полностью отрезать ребенка от виртуального мира, он не будет понимать, о чем говорят его сверстники и это вызовет проблемы с коммуникацией.
№2. Ограничение во времени.
Согласно данным ВОЗ, планшет и телевизор могут появиться в жизни вашего ребенка не ранее, чем в два года. Специалисты рекомендуют детям до 6 лет давать гаджеты в руки не более, чем на один час в день. Дети постарше могут проводить от 2 до 4 часов день за экраном/монитором, с обязательными перерывами на физическую активность. Поэтому вам нужно договориться с ребенком о том, что через определенное время гаджет убирается и ребенок идет гулять или играть с игрушками.
№3. Совместный просмотр.
Это одно из самых сложных для выполнения правил. Ведь чаще всего родители используют гаджеты для того, чтобы сделать свои дела, пока малыш смотрит очередной мультфильм или слушает песенки. Пересильте себя и вместе с ребенком посмотрите развивающий мультфильм, передачу или даже детский фильм.
№4. Следите за качеством контента.
Выбирайте для просмотра и игр качественный контент с нормальной графикой, звуком и логическими элементами. Чтобы быть в курсе детских новинок, сами побудьте ребенком и посмотрите на тематических форумах, почему та или иная игра – это круто, и чем один герой отличается от другого.
Помните: любая зависимость формируется там, где нет реальных эмоций и реальных возможностей эти эмоции переживать.
А потому стоит научить своих детей получать и проживать эмоции
не в виртуальном, а в реальном мире.
№5. Найдите другие интересные занятия.
Наша стратегия — не ограничивать приятное, а предложить заняться чем-нибудь другим, возможно более забавным и интересным, например: Предложите ребенку реальные занятия, которые покажутся более захватывающими, чем компьютерные игры. Все зависит от того, что ему нравится. Например, если он любит пиццу — приготовьте ее вместе. Сейчас существует много настольных игр, в которые весело играть вместе с детьми. Спортивные игры (футбол, волейбол, «картошка» и прочее) всегда занимали детей на улице на долгие часы. Предложите соседским детям присоединиться к таким играм, покажите своему ребенку, как здорово и весело участвовать в командных играх. Творческие занятия: игра на музыкальных инструментах, танцы, рисование, вязание, лепка из глины, пластилина, соленого теста и множество других занятий, о которых, возможно, ребенок не подозревает. Организуйте ему возможности попробовать себя в разных активностях. Возможно, что-то увлечет его больше гаджетов.
№6. Создайте дома зоны свободные от гаджетов.
У вас дома должны быть зоны, в которых гаджеты будут под запретом. Это может быть кухня, столовая, спальная комната. Дети должны знать, что во время приема пищи вы не сидите в телефоне, не смотрите телевизор, а общаетесь друг с другом. Перед сном, вместо очередного мультфильма, почитайте ребенку или вместе с ним книгу.
№7. Используйте потенциал соцсетей.
Присутствие в социальных сетях особенно важно для ребенка — подростка, который только учится выстраивать собственную идентичность и ищет одобрения других. Если в этот момент вы будете рядом, он сможет лучше понять принципы сетевой жизни и, возможно, избежит некоторых ошибок.
Если работа родителя связана с компьютером?
Мы транслируем наш образ жизни детям. Они копируют нас, и если мы весь день «сидим в гаджетах», они уверены, что им надо делать то же самое. Дети часто не понимают, что мы делаем в компьютере, подозревая, что мы получаем от этого занятия удовольствие: играем, развлекаемся. Попробуйте в нейтральное время объяснить ребенку, что именно люди делают, когда у них включен экран, и что порой это не их выбор. Что это может быть работа или другие важные дела.
Телевизор и игры
Не стоит поощрять желание ребенка уединиться с телевизором или гаджетом в своей комнате, да еще и с наушниками. Таким образом, взаимодействие между членами семьи ослабляется, родителю сложно понять, в каком состоянии находится ребенок наедине с экраном. Говорите детям, что вам нравится смотреть с ними телевизор вместе в гостиной или на кухне (если по правилам у вас там нет запрета на гаджеты). Это дает им возможность научиться саморегуляции: например, можно играть в сетевую игру, но не использовать вульгарных выражений, ибо родители могут услышать.
Игры.
Игры бывают разные. Например, любые многими игры «стрелялки» имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Исследования показывают, что дети, у которых уже существуют проблемы с регуляцией эмоций и агрессией, очень быстро ухудшают свои показатели в этом плане после игр с элементом насилия («стрелялки» и бои разного типа). Ребенок может стать еще более агрессивным и озлобленным. Но это не значит, что «стрелялки» надо запретить (также как «войнушки» во дворе). Однако нужно отрегулировать время погружения в эту активность и дать понять, что есть игра, а есть жизнь, где все это неприменимо и недопустимо. Однако игры-«стрелялки» имеют и свои преимущества, в них ребенок может моделировать в своей голове пространственные отношения, предсказывать поведение других героев в игре, тренировать скорость реакции. (Исследование на эту тему: https://journals.sagepub.com/home/bbs) Хорошей игрой для тренировки этих же качеств являются игры в футбол, баскетбол и другие командные подвижные игры. Дети в младшем и среднем школьном возрасте любят «творить» свою реальность, создавать миры и сюжеты. Предложите им наборы «Лего» (есть тематические: полицейский участок, пожарная станция, космические корабли и т.п.) с помощью которых можно разыгрывать много сюжетов. Поучаствуйте с ребенком в нескольких таких «построениях», покажите ему, как можно придумывать разные истории, и вы увидите, что реальная игра захватывает ребенка также как и виртуальная.
Правила и ритуалы в семье
Правила в семье — это ответственность взрослых, а не детей!!!
Не стоит ожидать от ребенка такого высокого уровня самосознания, чтобы он мог самостоятельно останавливать себя в том, что ему очень нравится. Даже взрослые люди не всегда могут справиться с «зависанием» в соцсетях, хотя прекрасно понимают все минусы такого занятия. Не все взрослые могут контролировать себя в играх на телефоне или приставках. Так что не стоит ожидать от ребенка или подростка точного выполнения ваших договоренностей о времени, проведенном с гаджетами. Это только ваша ответственность как родителей — создать правила в семье и следить за их выполнением. Иногда это требует больше усилий, чем вам бы хотелось. Важно не сдаться на полпути, и несмотря на жалобные глаза, возможные слезы и крики детей, выполнять правила самим и требовать этого от всех членов семьи.
Речь не идет о том, чтобы становится диктатором, ведь можно и нужно совместно договариваться о временных рамках и учить ребенка самого отслеживать время. Однако не стоит перекладывать ответственность за соблюдение этого только на ребенка. Правила в семье должны быть простыми и понятными. Нельзя просто запрещать, не объясняя, почему это так. Нужно уметь объяснить, учиться выстраивать доверительные отношения, чтобы ребенок не воспринимал родителя, как врага.
Примерный список правил семьи:
- Едим только на кухне;
- В 22:00 ложимся спать;
- Сладкое после полезной еды;
- С дверями не играем;
- Руки мыть перед едой и после улицы;
- Если приходят в гости друзья, компьютер (телефон, планшет) выключается однозначно;
- В кровать телефон или планшет брать нельзя;
- Во время еды на телефон никто не отвлекается.
По предложенному выше списку запишите правила и ритуалы относительно гаджетов, которые Вы можете внедрить в свою семью.
Помните, все семьи разные и правила тоже могут различаться.
Как же поступать? Когда Вы уже установили правила, то можете столкнуться со сложностями их выполнения. Как покончить со скандалами и истериками детей в моменты, когда установленное время пользования гаджетами истекает?
Вот что предлагает Изабель Филльоза — клинический психолог, автор множества книг о воспитании детей. (https://www.litres.ru/izabel-filloza/kakponyat-rebenka-v-serdce-emociy-slezy-smeh-ispug-udivlenie/chitat-onlayn/ )
Когда человек (не только ребенок, но и взрослый!) увлечен просмотром фильма или играет в компьютерную игру, он мысленно находится в другом мире. Экраны действуют на наш мозг гипнотически. Свет, звуки, смена картинок — все это вводит нас в состояние приятного транса, погружения. Мы чувствуем себя хорошо и не хотим делать ничего другого. В этот момент наш мозг вырабатывает дофамин — вещество, предназначение которого — снимать стресс и боль. И, конечно, мы не хотим, чтобы ситуация менялась. Все в порядке — но до тех пор, пока включен экран.
Когда мы резко выключаем экран, то у ребенка уровень дофамина резко падает, что может без преувеличения вызвать ощущение боли в теле. Этот гормональный спад и связанный с ним физиологический дискомфорт — тот самый момент, когда у ребенка начинается истерика. Вы же не хотите причинять ребенку такую боль? Изабель Филльоза предлагает метод, который опробован уже тысячами родителей.
Он состоит из нескольких шагов.
- Попробуйте вначале осознать то, что происходит в голове вашего ребенка в этот момент. Войдите в его мир, побудьте рядом.
- Посидите рядом с ним минуту или чуть дольше и просто понаблюдайте за тем, что он смотрит (делает).
- Спросите о том, что происходит на экране. Искренне, заинтересованно. Например: «На каком ты сейчас уровне в игре?», или «Какой забавный персонаж на заднем плане. Кто это такой?». Большинству детей нравится родительское внимание, и они ответят на ваш вопрос.
- Когда ребенок отвечает на ваши вопросы, он постепенно возвращается в пространство, где снова начинает замечать ваше присутствие — однако происходит это медленно. Ребенок постепенно переключается. Дофамин в этом случае уже не падает так резко. Вы как будто строите мост между виртуальным и реальным миром.
- Когда у вас уже завязался разговор и есть контакт глаз, в это время вы можете сказать ребенку, что настало время ужинать, идти в душ, или просто напомнить, что время пользования гаджетом закончилось.
Вместо заключения
Новые цифровые и социальные медиа нужны и важны для подрастающего поколения. Они являются неотъемлемой частью социального взаимодействия в современном мире. Они вовлекают новое поколение не только в просмотр контента, но и в самостоятельное его создание. Однако последствия использования интернета и гаджетов детьми многоплановы и зависят от типа носителя, способа использования, а также от характеристик отдельного ребенка или подростка, использующего его. Каждый ребенок уникален. Нет одного общего рецепта, который подошел бы всем семьям. Специалисты рекомендуют родителям разрабатывать индивидуальные планы использования гаджетов для своих детей, которые учитывают возраст, здоровье, темперамент и уровень развития каждого ребенка.
Родителям важно:
- Осознавать и понимать свою собственную роль в создании баланса между временем с использованием гаджетов и другими видами деятельности.
- Подходить к этому вопросу осознанно, не пускать его на «самотек».
- Обеспечить такие потребности ребенка как здоровая диета, хорошая гигиена сна, адекватная физическая активность и позитивные социальные взаимодействия.
- Научиться вовремя распознавать и решать возникающие проблемы, связанные с использованием гаджетов, которые могут негативно повлиять на здоровье, благополучие, социальное и личностное развитие, а также успеваемость детей.
И главное верить, что внимание, любовь и терпение помогут
Вам преодолеть возникающие трудности!
Полезные ссылки:
https://habr.com/ru/post/380749/ — анализ исследований по влиянию компьютеров на психику и здоровье
https://rocit.ru/knowledge/for-parents/safe-internet-for-kids — база знаний для родителей по безопасному использованию интернета