Подготовил: Т.И. Кузькина, учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус».
Логоритмика — это коррекционная логопедическая ритмика или развитие речи с помощью движений. Является формой активной терапии и представляет собой систему двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой активностью.
В нашем детском саду логоритмика – это специальное коррекционное занятие с группой детей.
Его проводит учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем.
Занятие проводится в старшей и подготовительной группе (№ 2,3) один раз в неделю длительностью 30-35 минут.
Основная цель этих занятий – научить детей соединять речь, движение и музыку в одно целое.
Логоритмика очень важна в исправлении речевых и двигательных нарушений детей.
Чему учатся дети на занятии?
Прежде всего, слушать и слышать ритм, уметь его воспроизводить разными способами.
Ребята упражняются в управлении своим телом, организации движений в пространстве.
Музыкальные игры развивают внимание, музыкальный слух, воображение и творчество.
Дыхательные, артикуляционные, речевые упражнения, выполненные в определенном темпе и ритмическом рисунке, развивают четкость и выразительность речи.
Дети очень любят эти занятия.
В одну группу подбираются ребята с примерно одинаковым уровнем речевого развития и схожим речевым диагнозом.
Количество детей в одной подгруппе не превышает 6 человек.
Это позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Основной принцип проведения занятия – «делай, как я», т.е. большинство упражнений дети выполняют по подражанию за логопедом и/или за другим ребенком.
Помимо учителя-логопеда, который ведет занятие, на нём также присутствуют другие педагоги. Они исполняют роль тьюторов, т.е. сопровождают детей, которые нуждаются в индивидуальной помощи.
В нашей группе – это воспитатель и учитель-дефектолог.
Дети очень любят эти занятия.
Почему?
Потому что, каждое занятие построено по принципу одного игрового сюжета (сказки, путешествия и пр.), оно максимально насыщено различными игровыми, эмоциональными моментами, проходит динамично и соответствует лексической теме недели/сезона.
Используется «живая» музыка (аккомпанемент), аудиозаписи, видео фрагменты. А также — различная атрибутика (маски, музыкальные игрушки, ложки, палочки, платки, флажки, ленты, мешочки с наполнителями, природные материалы и др.). Это вызывает и поддерживает интерес детей, улучшает запоминание материала.
В нашей группе мы начали занятия с октября.
Чему научились дети за это время?
- Ориентироваться в своём теле и основных направлениях движения: направо-налево, впереди-сзади, между.
- Выполнять основные движения головой, руками, ногами под музыку в определенном (среднем) темпе и ритме.
- Соединять движения руками с речью (песенки, пальчиковая гимнастика).
- Выполнять дыхательные упражнения под музыку (короткий вдох, длинный выдох).
- Различать музыкальные темпы (быстро, медленно, грустно, весело) и выполнять соответствующие действия.
В зависимости от уровня развития речи детей задачи перед разными группами также ставятся различные.
Осуществляется принцип доступности. Так, например, дети с более низким речевым уровнем проговаривают на занятии только те звуки, слоги или слова и короткие фразы, которые им доступны. При этом идет максимальная опора на образец педагога, но и речевая активность детей также все время находится в поле внимания ведущего.
А детям с более высоким уровнем речи доступен уже развернутый речевой и музыкальный материал. Они большинство стихов, песенок поют, говорят самостоятельно.
Но иногда дети двух подгрупп оказываются на смешанном занятии. И это тоже бывает полезно и важно для их развития.
Многие игры, песенки из занятия ребята выносят «в жизнь». И это самый лучший результат работы педагогов.
Так что, уважаемые родители, если вы услышите от вашего ребенка что-то похожее на «кап-кап-кап – дождик пошел» или «тихий, тихий дождик; сильный, сильный дождик; гром!гром!гром! – Молния!», а может быть « я от тебя убегу, убегу..», то это работает наша логоритмика.