Подготовил: учитель-дефектолог гр.№1 Л.В. Аленкина
Миф 1. Мы используем картинки, значит, мы используем ПЕКС (PECS).
PECS — это не название каких-то определенных картинок и не синоним использования изображений. Это конкретный способ обучения человека коммуникации с помощью изображений. В рамках этого способа ребенка или взрослого последовательно учат выражать свои желания и потребности, а также комментировать происходящее в окружающем мире. Обучение включает 6 отдельных этапов, а также стратегии для обучения тому, как включать качества предметов (например, цвет и размер) в свой язык.
Миф 2. ПЕЛС (PECS) только для тех, кто совсем не говорит.
PECS может предоставить систему эффективной функциональной коммуникации людям без какой-либо устной речи, но ее также можно использовать для обучения отдельным важным навыкам тех, кто может говорить.
- Основной акцент в обучении ПЕКС (PECS) делается на том, чтобы научить человека инициировать коммуникацию с другим человеком самостоятельно. Некоторые люди могут говорить, но им сложно понять необходимость социального взаимодействия. Например, они могут говорить в пустой комнате или обращаться к холодильнику. С помощью ПЕКС (PECS) их можно научить социальному подходу.
- Другие люди могут говорить, но только в том случае, если им задают вопрос или подсказывают, что сейчас нужно что-то сказать. ПЕКС (PECS) может научить таких людей спонтанно инициировать коммуникацию.
- ПЕКС (PECS) может быть системой альтернативной коммуникации для тех, кто не говорит, либо системой вспомогательной коммуникации для тех, кто может говорить.
Миф 3. PECS только для маленьких детей.
PECS использовалась в разных странах мира для людей в возрасте от 14 месяцев до 85 лет. Хотя процесс обучения может отличаться для людей разного возраста и с разными типами коммуникативных нарушений, PECS может быть эффективной системой функциональной коммуникации для разных возрастных групп.
Миф 4. PECS обучает только просьбам.
Просьбы — это первый навык, которому обучают в рамках PECS, но последний этап протокола обучает комментированию (например, «Я вижу…», «Я слышу…», «Я чувствую…»). PECS не сводится только к удовлетворению потребностей и желаний, она также предусматривает обсуждение окружающего мира с другими людьми.
Миф 5. Если ребенок что-то попросил с помощью PECS, то нужно выполнить эту просьбу, и в результате ребенок станет «избалованным».
В протоколе PECS важно выполнять каждую просьбу только во время первого и второго этапа обучения. Это то время, когда ученик должен начать доверять новой системе коммуникации и своим коммуникативным партнерам. Если мы начнем говорить «нет» слишком рано, то ученик может отказаться от попыток коммуникации, потому что согласно его опыту, это не всегда работает.
Однако после того, как ученик достиг мастерства на второй стадии PECS, мы уже уверены, что он будет настойчив в своей коммуникации. После этого уместно научить человека тому, что он всегда может попросить то, что хочет, но иногда ответ на просьбу будет «нет».
МИФ 6. Если мы используем PECS, то эта система помешает человеку начать говорить.
Как и в случае с любой другой системой альтернативной коммуникации, применение PECS повышает вероятность, что человек начнет использовать устную речь.
Было проведено много исследований, посвященных появлению устной речи у пользователей PECS, и результаты указывают на то, что речь может быть прямым результатом применения PECS.
Мы также знаем, что даже если человек не начнет говорить благодаря PECS, то у него будет эффективная система коммуникации с разными людьми из своего окружения.
Миф 7. PECS только для людей с аутизмом.
Изначально PECS была разработана в США в рамках Программы по аутизму Делавера, так что она происходит из области аутизма. Однако с тех пор прошло более 30 лет, и различные исследования показали, что эта система подходит для людей с разными коммуникативными нарушениями. PECS применяется при аутизме, синдроме Дауна, синдроме кошачьего крика, синдроме Ангельмана, задержке психического развития, задержке речевого развития, речевой диспраксии, травмах головного мозга и так далее.