Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребёнка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ
- Ладони рук лежат на столе; поднять по одному пальцы сначала левой руки, а затем правой и в обратном порядке.
- Выпрямить кисть левой руки и поочередно присоединить безымянный палец к мизинцу, средний — к указательному. Затем тоже самое и с правой рукой.
- Левую ладошку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой палец, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх. Затем тоже самое и с правой рукой.
- Сжать пальцы левой руки в кулак и вращать кистью в разные стороны. Затем тоже самое и с правой рукой.
- Левую руку поставить на локоть, разомкнуть пальцы как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку. Затем тоже самое и с правой рукой.
- Перекатывать маленький шарик (или ластик) на столе с поворотами его в разные стороны. Затем тоже самое и с правой рукой.
- Сложить ровно палочки на столе правой, а затем левой рукой.
«Ладошка – замри!»
Вытянуть руки вперёд с разведёнными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол.
«Привет — пока!»
Ребёнок сгибает руки в локтях, держит кисти перед лицом, сгибает и разгибает пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибает и разгибает по очереди, начиная с большого пальца.
«Путешествие пальцев»
Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры: ребёнок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
«Выполнение фигурок из пальцев».
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел —
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Стул
Ножки, спинка и сиденье —
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счёт раз.
Зайка и барабан.
Зайка взял свой барабан
И ударил трам — трам — трам.
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.