Подготовил: учитель-логопед Т.И.Кузькина
-Как тебя зовут?
-Атём.
-А папу как зовут?
-Папа.
-Да. Это папа. Вот ты мальчик, тебя зовут Артём. Это папа. Его зовут….
-……….
Папа поворачивается и говорит: «Саша».
Артём смотрит во все глаза на меня и на папу, но не говорит ни одного звука.
Я помогаю ему, используя определенные подсказки руками.
Тёма произносит имя папы.
Не очень точно и чётко, но говорит.
На что папа замечает:
-Он может, просто ленится.
-Да нет, Александр, он не ленится, он НЕ МОЖЕТ. Ему нужна помощь.
Такой или похожий диалог с родителями моих воспитанников происходит у меня достаточно регулярно.
В моей группе нет «ленивых» детей.
Все мои подопечные-дети с тяжёлыми системными нарушениями речи и особенностями развития.
Часто им не только сложно произносить самые простые слова, но иногда даже отдельные звуки.
И часто про них родители говорят:
«Он всё понимает, только ленится говорить».
На практике же выясняется, что ребёнок далеко не всё понимает и далеко не всё может сказать или повторить.
И причина тому совсем не «лень».
Ему нужна помощь, но не в виде упрёков в «лени», а понятных приёмов, облегчающих вспоминание и произнесение слова.
Об этих приёмах я расскажу в отдельной статье.
А сейчас о том, почему родителям иногда удобнее считать ребёнка «ленивым», чем признать, что ему трудно что-либо делать.
Ведь, если ребёнок
«ленивый», то это как бы он сам «виноват».
Родитель тем самым снимает с себя ответственность, перекладывая её на ребёнка.
Не надо вникать в проблему, учиться специальным приёмам, помогающим ребёнку говорить.
Чего мы чаще всего избегаем, » ленимся» делать?
Того, что нам сложно/непонятно/неинтересно.
А ведь речь-очень сложная функция.
Нормотипичному ребёнку её законы даются не сразу.
А ребенку с особенностями развития — тем более.
И да, он может избегать общения. Особенно, если его ещё не понимают.
Но это далеко не лень в привычном её понимании.
Это трудность.
И её можно преодолеть, если принять и понять.
Поэтому я записываю на видео «живые» занятия с ребятами.
Родители видят, что ребенок реально может делать и говорить.
И стараюсь очно научить родителей тем приёмам, которые облегчают говорение ребенку.
«Оказывается, он может так хорошо говорить!»
Это один из отзывов мамы после небольшого мастер класса со мной и просмотра ролика с сыном.
Вот при таком подходе никакая «лень» ребёнку не грозит.
Он получает грамотную помощь и поддержку специалиста и семьи.