Подготовил: Кузькина Татьяна Ивановна,
учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска
На консультацию пришла мама одного воспитанника с запросом:
«Почему мой ребёнок не читает стихи на утреннике?»
Понятно, что любому родителю было бы приятно слышать своего ребёнка, красиво и выразительно читающего стихотворение на празднике.
Давайте рассмотрим, при каких условиях это будет доступно малышу.
Ведь важно не только желание взрослых, но и возможности ребёнка.
Что такое стихотворение?
Это текст, состоящий минимум из четырех строк.
Каждая строка — это предложение/фраза из 2-5 слов.
Текст стихотворения построен в определённом ритме и размере.
Слова рифмуются друг с другом, имеют различную слоговую структуру и звуконаполняемость.
Каждое слово имеет свой смысл, который должен быть понятен ребёнку.
И, наконец, требуется запомнить все эти слова и строки в определённом порядке.
Итак, мы видим, что даже небольшое стихотворение является достаточно сложным процессом для маленького ребёнка.
Если речь идёт о ребенке с нарушениями речи, особенностями развития, то сложность возрастает многократно.
Как и когда можно научить ребёнка рассказывать стихи?
Давайте рассуждать вместе.
Стихотворение — это связный текст.
Значит, как минимум, ребёнок должен владеть фразовой речью. То есть, он может строить сам и повторить за взрослым фразу из 2-5 слов.
При этом все слова этой фразы он может достаточно чётко произнести изолированно, не пропуская в них звуки и слоги.
Ребёнку важно слышать, что некоторые слова похоже звучат, чтобы запомнить рифму в стихотворении.
Ребенку также должен быть понятен смысл как отдельных слов, так и словосочетаний в тексте.
Так, например, один мальчик никак не мог повторить/запомнить строку «ровный шаг, спина прямая» пока не увидел, как это делает педагог, а потом не сделал это сам.
И самое важное — слухо-речевая память, то есть, сколько и как быстро может ребёнок запомнить слов/фраз.
У детей с задержкой развития, тяжелыми нарушениями речи все эти процессы, как правило, нарушены.
Поэтому, педагоги применяют разные способы, которые облегчают детям процесс заучивания стихотворных текстов.
Один из таких способов — мнемотехника, а также средства дополнительной коммуникации.
Подробнее об этих приёмах вы можете узнать у учителя-дефектолога или логопеда на очной консультации.
Итак, если вы хотите, чтобы ребёнок на празднике радовал вас стихами, то важно понимать, на каком уровне развития речи находится ваш ребёнок, доступно ли ему это.
Если доступно, то как ему можно помочь лучше справиться с этим навыком.