Составила:
Инструктор по ФК
Карасу Е.П.
Об игре, игровом поведении написано много. Игра – не порождение скоропроходящей моды. Это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Само понятие игры связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра – неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.
Сегодня я предложу вашему вниманию подвижные игры для повышения двигательной активности детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии. Единственное требование к подвижным играм – они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми и взрослыми.
В организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки:
— выбор игры (зависит от коррекционных задач);
— подготовка места для игры (принять все меры предосторожности);
— подготовка инвентаря (продумать и подготовить заранее);
— разметка площадки (границы ярко очерчены, линия границ не более 3 метров от препятствий: стен, деревьев, пней);
— расстановка играющих (указать исходное положение, следить, чтобы дети не стояли лицом к солнцу);
-объяснение правил и хода игры (определение ролей играющих и их местонахождение, содержание и правила игры);
— назначение водящих (выбор по желанию, по жребию);
— судейство (объективное и точное; для родителя важно дать ребенку справедливую оценку.);
— дозировка нагрузки (незначительная, умеренная, тонизирующая, развивающая);
— окончание игры (при появлении первых признаков утомления и снижении интереса, поведения, состава играющих);
— подведение итогов (краткий разбор игры с анализом ошибок с привлечением самих детей, что способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмыслению действий и сознательной дисциплины).
Искренность доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.
ИГРА: «ДОТРОНЬСЯ ДО…»
Цель:
— Формирование у ребёнка представлений о форме, размерах и других свойствах предметов;
— развитие быстроты реакции.
Ход игры:
Все играющие одеты разнообразно. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до синего!». Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры что – то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета меняются каждый раз, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.
Варианты: можно называть форму и размер предмета. Затем усложняем: «Дотронься до красного круглого».
ИГРА: «СБЕЙ КЕГЛЮ»
Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.
Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2-3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.
Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.
ИГРА: «ЗАМОК»
Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.
Инструкция.
Текст | Движения |
На двери весит замок | Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок». |
Кто открыть его бы мог? | Повторение движений. |
Потянули, | Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. |
Постучали, | Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе. |
И – открыли! | Пальцы расцепились, ладони в стороны |
ИГРА: «СИДЯЧИЙ ФУТБОЛ»
Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.
Инвентарь: мяч для футбола, кегли.
Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2-3 метров.
Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.
Варианты
Ловить отбрасываемый мяч ногами.
Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между игроками; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.
Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.