Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом,
а всегда мышечными ощущениями.»
И.М.Сеченов физиолог.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому так важно уделять внимание развитию крупной (общей) и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства.
Раннее детство — время формирования многих полезных умений и навыков, которые используются в течение всей жизни. Навык формируется путем повторения движения или серии движений в определенном порядке, с целью оттачивания их точности и силы, а также их автоматизации.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий и игрушек — пальчиковые игры, специальные игрушки (например, куколки, одежда которая застегивается на пуговицы, кнопки, молнии, бусы, шнуровки), пластичные материалы.
Но крупная моторика развивается намного раньше мелкой и имеет огромное влияние на гармоничный рост и развитияе малыша.
Крупная моторика это любые и всевозможные скоординированные движения тела, рук, ног, всё, что связано с работой крупных мышц (прыжки, кувыркания, ходьба).
Именно на крупную (общую) моторику в дальнейшем накладывается развитие мелких мышц, мелкой моторики.
Чем лучше развита крупная моторика ребёнка, тем крепче у ребенка мышцы и суставы, лучше формируется вестибулярный аппарат, проще формируется речь.
Как правило, у малыша крупная моторика развивается довольно просто, не требуя особого вмешательства. Если ребёнок не спешит держать головку или переворачиваться, достаточно курса массажа. Но, чем старше становится малыш, тем больше следует уделять внимания физическому развитию.
Чем лучше развита крупная моторика, тем легче детям даются навыки концентрации внимания, усидчивости, терпения которые могут потребоваться для активации работы артикуляционного аппарата и улучшения качества речи.
Учитель-логопед Босанюк Т.А.