Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов
Задачи:
- Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.
- Развивать умение анализировать экологическую проблему.
- Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.
- Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.
- Формировать умение сортировать мусор при его сборе.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Ожидаемые результаты: понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Мы по улице идем, на которой мы живем,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два – в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудиться
Все вокруг преобразится!
Дидактическая игра
Лото «СОРТИРУЕМ МУСОР ПРАВИЛЬНО»
Цель. Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
1 вариант.
Оборудование.
Играющим раздаются карты с изображением в центре баков разного цвета для разных материалов (стекла, пластика и резины, бумаги, пищевых отходов, металла) и с пустыми клетками по краям.
У ведущего – карточки с изображением предметов, сделанных из разных материалов.
Ход игры.
Ведущий показывает карточку с изображением предмета, дети определяют, из какого материла сделан предмет. Дети определяют, на чьей карте находится бак для этих предметов и выкладывает данную карточку на пустую клетку. И так до тех пор, пока все пустые клетки не будут заполнены у кого-нибудь из играющих. Первый, кто заполнил карту целиком, – побеждает.
2 вариант.
Оборудование.
Детям раздаются маленькие карточки с изображением различных предметов в равном количестве на каждого.
У ведущего — карты с изображением в центре баков разного цвета для разных материалов (стекла, пластика и резины, бумаги, пищевых отходов, металла) и с пустыми клетками по краям.
Ход игры. Дети рассматривают имеющиеся у них карточки и по очереди выкладывают их на карты ведущего, обосновывая свой выбор. Ребенок, совершивший ошибку, пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым разложит все карточки.
«Экологический светофор»
Поиграем с вами, представьте себе, что перед вами вот такой «Экологический светофор»
Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Сейчас я вам буду называть ситуацию, а вы назовите мне карточку какого цвета вы подняли бы, если бы у вас были бы кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое вы принимаете.
- Ребята наблюдают за муравьями. (с)
- Дети оставили костёр в лесу. (ч)
- Ребята огородили муравейник. (с)
- Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
- Ребята срезают грибы ножиком. (к)
- Ученики очищают парк от мусора. (с)
- Ребята увидели гнездо в траве. (к)
- Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
- Дети сильно шумят в лесу. (ч)
- Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
- Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
- Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
- Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
- Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
- Дети вешают кормушку. (с)
- Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
- Мальчики рассматривают жука. (к)
- Дети развешивают скворечники в парке. (с)
- Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
- Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
- Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
- Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
- Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
- Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
- Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)
- Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
- Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
- Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
Опыты
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
ИЗ СТАРОЙ БУМАГИ/МАКУЛАТУРЫ.
ОПЫТ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУМАГИ»
Что потребуется:
- старые газеты
- проволочная сетка
- ткань, впитывающая влагу
- 2 большие чашки или мисочки
- деревянная ложечка или лопаточка
- порошковый краситель
- полиэтиленовый пакет
- груз (например, тяжелые книги)
Как изготовить бумагу:
Замочите старую газету на ночь в мисочке. На следующий день слейте воду. С помощью деревянной ложечки превратите размокшую бумагу в однородную массу. Если хотите получить цветную бумагу, добавьте в массу немного краски.
Переложите массу в другую мисочку и добавьте воды. Хорошо перемешайте. Затем опустите туда проволочную сетку, на которую и осядет будущая бумага. Постелите кусок ткани на гладкую плоскую поверхность. Быстро и осторожно перенесите на сетку с бумажной массой и положите массой вниз. Плотно прижмите сетку и осторожно ее снимите; бумажная масса останется на ткани. Накройте массу вторым куском ткани и снова плотно прижмите. То же самое проделайте с оставшейся бумажной массой, положив ее на один кусок ткани и накрыв другим. Затем накройте все это полиэтиленовой пленкой, поверх которой положите груз.
Через несколько часов, когда масса станет бумагой, осторожно снимите полученные листы и разложите их на газеты для полной просушки. Высохшей бумагой можно пользоваться для заметок и пр.
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ.
Что потребуется:
- предмет для оклеивания (блюдце, вазочка, чашка без ручки, пиала и пр.)
- небольшое количество воды в сосуде
- клейстер или обойный клей
- бумага разной фактуры или разного цвета (например, газета и белая бумага)
Как изготовить изделие:
Бумагу разной фактуры или разного цвета порвать на маленькие кусочки (примерно от 1,5 до 2-3 см). Замочить небольшое количество бумаги в воде. Намокшей бумагой белого цвета облепить основу (блюдце, пиала или др.). Второй и последующие слои приклеивать на клей, чередуя бумагу разной фактуры или цвета между собой (газета/белая бумага). Каждый слой тщательно разглаживаем. Оптимальное количество слоев 5-7. но помните, чем больше слоев вы сделаете, тем ваше изделие будет прочнее. Последний слой сделать из бумаги. Тщательно разгладить. И оставить до полного высыхания. После высыхания осторожно отделить основной предмет от получившего изделия из бумаги.
Созданное изделие достаточное прочное, его можно дополнительно загрунтовать, расписать различными узорами и украсить им интерьер комнаты или группы детского сада.