Советы родителям особо беспокойных детей
1. Не допустимы грубость, унижение, злость даже в критических ситуациях.
- Не разговаривайте с ребенком раздраженно. Извинитесь, если не можете уделить ребенку время и обязательно поговорите с ним позднее.
- Если у вас есть возможность отвлечься от дел хотя бы на несколько минут, отложите их, пусть ребенок почувствует внимание с вашей стороны.
4. Во время разговора помните о важности тона, мимики, жестов; не показывайте раздражения, недовольства, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова.
- При разговоре с ребенком задавайте ему вопросы, на которые он мог бы ответить; с неговорящим ребенком чаще говорите, озвучивайте все предметы и действия.
- Хвалите ребенка в ходе разговора, покажите, что вам очень интересно и важно то, о чем он говорит.
- Не оставляйте без внимания любую просьбу ребенка.
Что делать в сложной ситуации?
- Научитесь не придавать проступку чрезмерного значения, сохраняйте спокойствие. Не потакайте ребенку, контролируйте его действия. Будьте требовательны, спокойны и доброжелательны.
- Никогда не наказывайте ребенка, если поступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
- Не снижайте самооценку ребенка, не говорите «Ты плохо себя ведешь — ты плохой»; это порождает страх у ребенка.
- Обязательно объясняйте, в чем проступок и почему так себя вести нельзя. Но если сам взрослый чуть что срывается на крик и даже готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.
- Нельзя стыдить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками, это унижает, рождает обиду и боль.
- Чаще подбадривайте ребенка, поддерживайте «Я уверен(а), что у тебя получится», «Я помогу тебе и ты обязательно справишься», «Правильно!», «Хорошо!», «Молодец, ты меня радуешь!». Одобрение похвала взрослых стимулирует ребенка всегда вызывает у ребенка положительные эмоции, желание выполнить просьбу взрослого.
Необходима ранняя диагностика и коррекционное воздействие.
Монологическая речь в некоторой мере доступна умеренно и тяжело умственным отсталым детям.
Некоторые не говорящие дети могут пользоваться невербальными средствами коммуникации:
— естественными жестами
— графическими знаками
— символами
— пиктограммами
Непонимание окружающими жестов вызывают у них агрессию.
Необходимо расширить контакты умственно отсталых детей путем специальной организации трудовых навыков поведения. Вне интерната это возможно при организации познавательных экскурсий и прогулок.
Важной задачей является дифференцированный подход к этой работе.
К таким детям от рождения до взрослости требуется внимание и терпение со стороны педагогов, психологов, родителей; следить за нововеденческими и речевыми реакциями, за выражением лица и развитием его органов чувств.
Различные занятия, упражнения, использование предметов обихода, обучение улыбке может принести немалую пользу в развитии.
С такими детьми необходимо:
— постоянное обучение
— сопровождение действий негромкой и плавной речью спокойной приветливой интонацией
— озвучивание производимых действий
Общение — это не только произношение слов. Оно предполагает умение слушать и понимать речь взрослого соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать поддерживать беседу.
На занятиях по развитию речи ребенку надо давать время на ответ, учитывать его интересы.
Во время разговора надо использовать естественные приемы. Обучение необходимо начинать с того уровня, который ему подходит. Необходим только тесный и доброжелательный контакт ребенка, родителей и специалистов.
Необходимы единые требования, привычки и установки в семье и в д/саду.
Надо помнить, что противоречивые требования отрицательно влияют на психику и поведение детей.
При обучении общению следует воспитывать:
— организованность и выдержку, подавляя желание «А я хочу»
— отвлечением, убеждением или игнорированием его требований;
— умение адекватно вести себя в д/саду, дома и в общественных местах;
— умение выполнять правила поведения на улицах;
— умение критически относиться к своим поступкам;
Существует девять основных направлений работы по развитию навыков
общения с не говорящими детьми, (продолжение следует…)